Вы здесь

Деловой центр как новый тип общественного здания

Автор: 
Гельфонд Анна Лазаревна
Тип работы: 
Докторская
Год: 
2002
Артикул:
271358
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

Гельфонд, Анна Лазаревна
Деловой центр как новый тип общественного здания [Электронный ресурс]: Дис. ... д-ра архитектуры:
18.00.02 - М.: РГБ, 2005 (Из фондов Российской
Государственной Библиотеки)
Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности
Полный текст:
11^р: //<1±зз . гэ! . ги/с!±зз/02/0291/020291027 .рс1£
Текст воспроизводится по экземпляру, находящемуся в фонде РГБ:
Гельфонд, Анна Лазаревна
Деловой центр как новый тип общественного здания
Москва 2002
Российская государственная библиотека, 2005 год (электронный текст).
30
- коммуникативный: наличие разнообразных коммуникаций: великий водный путь, путь из варяг в греки, караванные пути;
- производственный: развитие кустарных промыслов и ремесел;
- психологический: дух торговой предприимчивости и свободы;
- политический: стремление к колонизации;
- демографический - многонациональный состав населения.
Постепенно ярмарки утрачивали значение распределителя товаров, к
концу XVIII - началу XIX века они были вытеснены железными дорогами, телеграфом и другими усовершенствованными средствами сообщения. Внутри страны кочевая ярмарочная торговля, приобретая оседлость, сосредоточивалась в немногих крупных центрах, где возникли конторы, ведущие обширные дела без товара. То есть, можно констатировать тот факт, что ярмарка как доминирующий тип делового центра была вытеснена развитием коммуникаций, которые в свое время и породили ярмарку как тип. Сохранились лишь центральные ярмарки как «поворотные круги» в пунктах, где разветвляются пути по направлению к портам.
Конец ХУШ века характеризуется тем, что «наряду с продолжением дворцового и церковного строительства возникла необходимость возведения казенных и частновладельческих сооружений, зачастую государственного назначения. К ним огносились торювые постройки: 1 остиные дворы, рынки, ярмарочные комплексы, контрактовые дома, лавки, разнообразные складские сооружения, а также уникальные здания общегосударственного характера -биржи и банки» [94].
Деловой центр российского города конца XVIII века формируется зданиями губернских и уездных правлений («присутственных мест»), казенных палат, дворянских собраний. Заслуживает внимания тот факт, что эти здания строятся согласно единому канону (в т.ч., и «ордерному»),
31
который в силу своей универсальности и полифункциональности изначально близок деловому центру как типу здания.
Государственная централизация продиктовала определенную модель жизни общества. Никогда еще российские культурные отношения не сводились почти полностью к деловым, «казенным», как в этот период. «Государственная служба - это не только ведомство, но и здание, в котором оно расположено, и строго регламентированный стереотип поведения, и форма одежды, и система чинов» [95].
К этому периоду относится развитие промышленности в России, существенно меняется технологическое оборудование зданий, начинает формироваться принципиально новый тип делового центра околопроизводственный деловой центр. Такой тип получит свое широкое развитие позже, в XX веке, с ростом промышленных городов, и превратится в деловой центр крупного производственного образования. Характерной социокультурной чертой эпохи является появление нового Заказчика -делового человека, купца и промышленника, человека будущего, который определит деловые отношения следующего, XIX, века. Меняется система цивилизационных ценностей: миром начинают править здравый смысл и прямой расчет. Развивающиеся деловые отношения диктуют рост системы коммуникаций, как сухопутных, так и наземных.
Доминирующий тип деловых отношений - государственная служба.
Доминирующий тип делового центра - присутственное место, казенная палата, городская управа, магистратура, канцелярия (Таблица 1).
Российские деловые отношения ХЕХ века
Для российских деловых отношений XIX века определяющими явились следующие факторы:
- «в России сложились устойчивые купеческие кланы, распоряжавшиеся огромными средствами» [51] - основные заказчики и меценаты;