Вы здесь

Социальный модернизм и постмодернизм в религиозной сфере современного общества : Социологический анализ

Автор: 
Ваторопин Александр Сергеевич
Тип работы: 
Докторская
Год: 
2002
Артикул:
272410
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

Введение
Актуальность темы исследования. Отличительной чертой современного общества является его постояннная модернизация. Социум в целом и отдельные его сферы непрерывно изменяются, причем эти изменения носят, как правило, амбивалентный характер: совершенствуются одни стороны социальной жизни, приходят в упадок другие, иногда имеющие большое значение для успешного функционирования общества. Поэтому возникает потребность в анализе различных процессов социальной модернизации. Сказанное в полной мере относится к религии, которая всегда являлась важной сферой жизни любого общества.
Роль и статус религии менялись в различные исторические периоды и в разных общественных системах. Она прошла путь от важнейшей, системообразующей сферы средневекового общества до одной из сфер - причем далеко не самой влиятельной - современного социума. Тем не менее по сей день она представляет интерес для исследователей: философов, культурологов, религиоведов, психологов, социологов. Связано это, не в последнюю очередь, с тем, что все менее адекватной и в значительной степени упрощенной выглядит в глазах современного человека сциентистско-позитивистская картина мира. Безусловно, технологическая революция в корне меняет материальные условия жизни людей и в перспективе, вероятно, сможет повлиять на их ментальные способности и даже изменить облик человека. Однако она не в состоянии обеспечить духовный и нравственный прогресс человечества, преодолеть кризис цивилизации, о котором все чаще говорят обществоведы.
Начиная с Нового времени, в качестве рецепта разрешения подобного рода кризисов предлагались социальные реформы и революции. Но очевидный крах в конце XX столетия самой радикальной из этих революций - коммунистической - поставил под сомнение возможность таким путем обеспечить духовно-нравственное развитие человека. В этих условиях возрастание интереса к
3
религии, в том числе к нетрадиционным ее видам и формам, выглядит вполне закономерным.
Особое звучание религиозная проблематика приобретает сегодня в связи с претензиями исламских фундаменталистов на установление нового тоталитарного политического режима, имеющего религиозный характер, и развязывания ими в начале XXI века террористической войны как против западной цивилизации, так и против умеренно настроенных мусульман, строящих свою жизнь на основе общечеловеческих ценностей. Мир снова, как в средние века, оказался на пороге религиозных войн - смертельно опасных для всего человечества, так как в руках фанатичных последователей того или иного вероисповедания может оказаться оружие массового уничтожения, которое, судя по всему, они без колебаний готовы применить. Безусловно, эта проблема также требует своего научною осмысления.
Представители разных наук исследуют те или иные аспекты религии, изучают ее роль в формирующемся информационном обществе. Не стоят в стороне от этого процесса и социологи. Предметом социологии религии является взаимодействие религии и общества, причем аспектов такою взаимодействия достаточно много. Особенно актуальным представляется исследование эволюции религии в контексте ее взаимодействия с современным, непрерывно модернизируемым обществом. Под современным понимается общество, существующее, прежде всею, в странах Запада (США, Европа). Что касается Японии и других относительно развитых восточных стран, то они также представляют интерес для научного анализа, однако их специфика (социальная и религиозная) требует отдельного исследования. В то же время вполне допустимо провести сравнительный анализ развития религиозной сферы западных стран и России, так как, во-первых, Россия стремится стать частью Запада, во-вторых, она объективно (культурно, ментально, частично экономически и политически) уже является cio частью, в-третьих, Россия и Запад - традиционные объекты подобного анализа.
4
лизм не выдержал конкуренции с капитализмом и как альтернативный вариант «модернистского проекта» практически сошел на нет (с некоторыми оговорками, касающимися Китайской Народной Республики; однако не исключено, что последняя переживает один из этапов буржуазной модернизации).
Таким образом, в настоящее время теории модернизации - это теории становления, развития и постепенной трансформации капиталистического общества. При этом следует отдавать себе отчет, что существует большое количество модификаций современного капитализма, и в результате у обществоведов появляется возможность создавать различные типологии и классификации этого общества. Так, например, Г.Эспинг-Андерсен выделяет три типа современного модернизированного социума: англосаксонский вариант либерального государства благоденствия, корпоративные консервативные социальные государства континентальной Европы, социал-демократические государства Скандинавии1. Указанные типы рассматриваются в корреляции с проблемой глобализации, и это может представлять для нас интерес в плане дальнейшего анализа.
Следующий аспект модернизации - это процесс трансформации отстающих стран. Для нас он интересен прежде всего тем, что Россия, являющаяся объектом нашего исследования наряд}' со странами Запада, переживает именно такого рода модернизацию. В современной литературе отчетливо прослеживаются две противоположные позиции относительно исхода данного процесса:
1. Россия, несмотря на переживаемый глубокий системный кризис, обладает достаточным материальным, научным, человеческим потенциалом для успешного осуществления «модернистского проекта». Более того, Россия в силу своего геостратегического положения неизбежно будет играть ведущую роль в процессе глобальной модернизации в XXI в. Такой позиции придерживаются А.Неклесса, В.Максименко, А.Воскресенский, Л.Ионин2 и др.
2. Россия обречена на провал модернизации и, возможно, перестанет су-
1 См.: Цапф В. Указ.соч. - С. 19.
? См.: Глобальное сообщество: новая система координат (подходы к проблеме): Сб. - СПб., 2000. - С. 104-106, 249-255,278; Ионин Л. Указ.соч. - С.248-252.
30
шествовать как единое государство. Такую точку зрения высказывают, например, К.Мюллер и З.Бжезинский. Они объясняют это политическими причинами (раскол элиты, отсутствие ясных целей модернизации), социальными (групповой эгоизм разных частей населения, отсутствие «общественного договора»), национальными (межнациональные конфликты), геополитическими (Россия в нынешнем состоянии представляет угрозу цивилизованному миру)1.
На наш взгляд, обе позиции логически обоснованы и имеют серьезную фактологическую базу, а само их существование указывает на то, что Россия проходит в настоящее время через точку бифуркации. И та, и другая позиции будут важны для нашего дальнейшего исследования: первая - для анализа развития России с точки зрения модернистского подхода, вторая — постмодернистского.
А пока (учитывая, что мы рассматриваем феномен модернизма) несколько подробнее остановимся на первой позиции, предполагающей более или менее успешный результат трансформационных процессов в России. Прежде всего оговоримся, что в литературе существует множество вариантов российского «модернистского проекта». Если их попытаться типологизировать, то, пожалуй, можно выделить два основных направления модернизации в нашей стране.
1. Либерально-демократическое направление. Оно предполагает относительно быстрый переход к капитализму (причем, не обязательно опираясь на демократический режим; вполне возможно и применение авторитарных методов правления) с последующей интеграцией в мировое сообщество (другое название Запада, т.е. стран, уже осуществивших модернизацию) и уже совместное движение к новому посткапиталистическому обществу.
Представляется, что наиболее вероятными вариантами развития страны в рамках этого направления являются следующие:
1 См.: Цапф В. Указ.соч. - С. 19; Бжезинский 3. Геостратегия для Евразии II Независимая газ. -1997. - 24 окт.
31