Вы здесь

Предпосылки гендерной асимметрии : Социокультурный аспект

Автор: 
Хоменко Тамара Вениаминовна
Тип работы: 
Кандидатская
Год: 
2003
Артикул:
273463
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

2
Содержание
Введение
1. Формирование гендерных различий под влиянием антропо- и социогенетических факторов
1.1.Тенденция развития гендерных различий в условиях антропогенеза.
1.2. Познавательно-психологические скрепы пола как детерминант гендерных различий
2. Социально-исторические корни гендерной асимметрии
2.1. Специфика деятельности полов в эпоху первобытности
2.2. Возникновение гендерных ролей и тенденция их асиммстрийности
2.3. Социальный статус как репрезентатив гендерной асимметрии
Заключение
Библиография
стр.
3
23
23
43
65
65
85
103
133
142
3
Введение
Актуальность темы. На данном этапе развития общества гендерная асимметрия является одной из глобальных общечеловеческих проблем, требующих серьезного осмысления. Не случайно эта проблема была поставлена в центр внимания мирового сообщества специальной сессией Генеральной ассамблеи ООН «Женщины в 2000 году: равенство между мужчиной и женщиной, развитие и мир в XXI веке». Решение проблемы фактического равноправия женщины во всех сферах жизни общества непосредственно связано с поиском глубинных источников, предопределивших ее положение. В этом поиске велика роль гендерных исследований, ибо только объективация знания социокультурных, позназательно-психологическиху антропологических характеристик представителей как женского, так и мужского пола в процессе их взаимодействия и деятельности в различных сферах общественного бытия может приблизить нас к истинному пониманию детерминант, обусловивших различие ролей, статусов и позиций, прав и обязанностей мужчин и женщин в социуме. Актуализация гендерной тематики позволяет выявить ряд факторов под влиянием которых формировались черты, нормы, стереотипы, модели поведения индивидов мужского и женского пола.
Сущностной категорией данного исследования является «гендер» (gender) - центральное понятие, которое в контексте исследования можно определить как социокультурный пол, репрезентацию индивидов в терминах специфических социальных экспектаций, предписывающих им определенные паттерны (идентификацию, престиж, статус). В гендерных исследованиях существует три основных подхода (теории) гендера:
1) гендер как социальный конструкт;
2) гендер как стратификационная категория;
3) гендер как культурная метафора.
14
Богочеловечества, которое гармонизировало бы половую разделенносгь. Именно такой подход Соловьева определил традицию решения проблемы полов в русской религиозной философской мысли. В.В. Розанов, H.A. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский воспринимали женскую эмансипацию как поверхностное явление, которое грубо искажает отношения между полами, но не может отменить фундаментальные различия мужских и женских принципов в их теолог ическом, антропологическом и онтологическом измерении.
Другая ветвь российской социальной мысли (А.И.Герцен,
Н.Г. Чернышевский, Д.И.Писарев), имеющая иную природу, решала проблему гендерной асимметрии в общем русле демократических идей, подчеркивая необходимость равных возможностей представителей мужского и женского пола в образовании и публичной жизни, участия женщины в общественном производстве.
Н.Г. Чернышевский видел в подчинении одного пола другим первую модель эксплуатации, генерирующую все остальные формы неравенства. Он постулировал равенство мужчин и женщин через преодоление всех половых различий1. Эта концепция нашла свое отражение не только в трудах
В.И. Ленина, А. Коллонтай, И. Арманд, но и в практике социалистического строительства в России - в попытках разрушения традиционной семьи и домашнего очага, когда советское государство взяло на себя роль патриарха, уничтожив легитимацию юридических и экономических прав мужчины на женщину. Государственная политика эмансипации, нацеленная на формальное равенство, инициировала в действительности появление типа сильных женщин и слабых мужчин (а также развитие мужского шовинизма как реакцию мужчин на свое унижение), но не сделала советскую женщину фактически равноправной и свободной.
1 Чернышевский Н.Г.Полн.собр.соч.: В 15-ти т.- М.: Художественная литература, 1953 -Т. 15.Письма 1877-1889,- С. 152
15
Этот опыт отразился в философской рефлексии феминистской отечественной мысли 90-х годов1, что выразилось прежде всего в отсутствии радикализма в дискурсе гендерной проблематики, в постановке проблемы возвращения аутентичности женской и мужской ролям на постсоветском социокультурном и конкретноисторическом пространстве, в понимании равенства как симбиоза, где мужское и женское начала, отличные друг от друга одинаково значимы, в поисках комплементарных решений проблемы фактического равноправия полов, в глубоком интересе к бытию женщины в различных эпохах и культурах (С. Айвазова, О. Воронина, Н. Габиэлян,
. Т. Григорьева, И. Жеребкина, С. Кайдаш, Т. Клименкова, О.Мезенцева JL Пушкарева, Г. Силласте, М. Степанянц). Диссертант, предлагая свое видение проблемы, на основе определенного теоретико-методологического багажа и фактического материала из области гуманитарного знания делает попытку обобщения и систематизации причин, которые могли явиться почвой генезиса гендерной асимметрии.
Цели и задачи исследования. Целью данной работы является выяснение филогенетических и онтогенетических предпосылок гендерной асимметрии.
Для достижения этой цели решались следующие исследовательские задачи:
- исследования детерминации социокультурного феномена половых ролей со стороны природного диморфизма;
- анализа креативного потенциала культуры в аспекте гендерных познавательно-психологических характеристик;
-определения параметров социализации и интеллектуального развития в эпоху первобытности как основания гендерной асимметрии в социокультурном развитии общества;
- выявления начального вклада представителей мужского и женского пола как детерминанты и прецедента социально-ролевого доминирования;
1 Здавомыслова Е.А..Темкина A.A. Исследования женщин и гендерные исследования на Запале и в России//Общественные науки и современность - 1998,- Нчб,- С. 177-185
«