Вы здесь

Старшеклассники как социально-демографическая группа и особенности их экономической социализации в условиях перехода российского общества к рыночным отношениям : На материалах г. Улан-Удэ

Автор: 
Орлова Вера Вениаминовна
Тип работы: 
Кандидатская
Год: 
2004
Артикул:
274392
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................. 3
Глава 1. Теоретико- методологические основы исследования старшекласаппсов как специфической социально-демографической группы и особенностей их экономической социализации в условиях перехода российского общества к рыночным отношениям........13
1.1 Старшеклассники как специфическая социально-демографическая.
группа.....................................................13
1.2 Содержание понятия «экономическая социализация» в современной., обществоведческой литературе...............................35
Глава 2. Особенности экономической социализации в современном
российском обществе. .........................................67
2.1. Условия и факторы экономической социализации старшеклассников при переходе общества к рыночным отношениям...................67
2.2. Влияние социальных институтов современного общества ....
на экономическую социализацию старшеклассников ..............83
2.3. Ценностные ориентации и экономическое поведение...........
старшеклассников в процессе экономической социализации в........
современном российском обществе ..................... .....108
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................. 135
ЛИТЕРАТУРА ............................................. 141
ПРИЛОЖЕНИЕ
153
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена необходимостью осмысления проблем молодежи, связанных с изменением социально-экономических основ российского общества, возникших в ходе реформ. История не гак часто предоставляет исследователям возможность быть свидетелями резких преобразовании общественных отношений «сверху», когда огромные массы людей вынуждены, так или иначе, отвечать на вызовы социальной среды. Будучи динамичным социально-демографическим образованием, молодежь выполняет в обществе важную функцию смены поколений, принимает непосредственное участие в воспроизводстве существующих элементов социальной структуры.
С появлением различных форм собственности изменяется социальная структура общества. В условиях кризиса общества, сопровождающегося процессами распада прежней системы ценностей, идеалов, процесс экономической социализации старшеклассников весьма противоречив и неоднозначен, так как возникает необходимость поиска новых моделей социализации. Основой жиз-нсдеятельности общества выступает экономическая сфера. От объективных условии социальной среды, от того, какую социально-экономическую пол шику будет вести государство, зависит экономическая социализация старшеклассников. Будущее общества зависит от того, какие ценностные ориентации, жизненные интересы, установки будут сформированы у молодого поколения в условиях перехода российского общества к рыночным отношениям. Старшеклассники, как специфическая социально-демографическая группа, находится в поиске форм, адекватных восприятию и отражению современной действительности.
Значимость исследования данной проблемы определяется и тем, что молодому человеку приходится подчас самостоятельно находить пути экономической социализации, поскольку старшее поколение не способно в должной ме-
14
В советский период была четко выражена иерархия социальных групп, разделяющих права использования собственности при централизации функции «распоряжения» собственностью и отчуждении функции «владения» ею. В настоящее время структура классово дифференцирована пропорциями разных видов собственности, в том числе частной, и функциями не только распоряжения, но и владения ею.
В условиях перехода российского общества меняется статус социальных групп. В верхние элитные и субэлитные слои, помимо традиционных управленческих групп, включаются крупные собственники — новые капиталисты. Стали появляться симптомы среднего слоя, огносительно материально обеспеченные и «устрое»гныс» представители разных социально-профессиональных групп — преимущественно из предпринимателей, менеджеров и части квалифицированных специалистов, что не исключает принятых классических систем общественных группировок — классовой, социально-профессиональной и социальнофункциональной. Признание «слоев» лишь дополняет принятое понимание традиционной структуры общества, подчеркивая известную диффузию его границ как классовых и социально-профессиональных, так и социально-функциональных, связанных с распределением власти. Эго не исключает принятых классических систем общественных группировок — классовой, социально-профессиональной и социально-функциональной.
Классовая структура основана на дифференциации отношений собственности, отделении ее владельцев, распорядителей, нанимателей (прямых или косвенных) от нанимаемой рабочей силы — физической или умственной, квалифицированной или неквалифицированной. Социально-функциональная структура, в отличие от классовой, выделяет группы- не по социально-экономическому положению, а по управленческому статусу - власти-распоряжению или подчинению-исполнению. Чаще всего, у класса капиталистов владение сочетается с функциями власти-распоряжения, хотя такое прямое
15
сочетание и необязательно. Распорядительные функции менеджеров мо1уг и не сочетаться с функциями «владения», а лишь исполняться в интересах власт-. вующих элитарных групп подлинных собст венников.
Анализ социальных новообразовании постсоветскою общества вскрывает самые непривычные для нас в прошлом отношения, связанные с возрождщш-ем классической классовой структуры, определяемой противостоянием труда и капитала, с которой неизбежно корреспондируют распределения власти и отчасти престижа.1
Перемены отразились на социально-профессиональной структуре населения. Число рабочих, занятых в производственных отраслях, заметно уменьшилось, что отразилось на поколенческой структуре.
В новом поколении вырос удельный вес руководителей, которые были часто связаны с капиталом, и группа обслуживающего персонала, зафиксированного в категориях умственного труда невысокой квалификации. Принципиальные перемены в социальной структуре, естественно, органически связаны с имущественным положением и доходами социальных групп трансформированного общества. Для подавляющей части широких масс населения доходы по сравнению с доперестроечным временем, безусловно, сократились; у новых, особенно удачливых хозяев-предпринимателей они, напротив, неимоверно выросли. В результате дистанция в имущественном положении между разными группами населения многократно возросла.. 2
Преемственность в общественном развитии является одним из важнейших принципов, способствующих пониманию происходящих в нем процессов.
1 Арупонин К)В О социальной структуре об» цесгиа н митгсонегской России // Сонме 2002 г. №9 С. 29-40.
2 Антипов ГА, Кочергял АН. Проблемы методологии исследования общества как целостной системы. -11овосибирск, 1988; Динамика ценностей населения реформируемой России. Л>тв. ред. НИ. Ланин и др.-М., 19%; Попон В%Г. Социокультурные ориентации и адаптация молодежи к общественным преобразованиям и современной России. Авторсф. дне... д. социолога. - Екатеринбург, 1997; Шпак Л.Л. Социокультурная адаптация в советском обществе. Философско-социониммческие проблемы. - Красноярск, 1991 и др.