ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................ 3
ГЛАВА I. Графика довоенного периода............................ 31
ГЛАВА II. Рисунки времени Великой Отечественной войны.......... 61
ГЛАВА III. Графические поиски послевоенного периода............ 88
ГЛАВА IV. Актуальные направления в зрелой графике A.A. Дейнеки 110
Раздел 1. Рисунки к скульптурным композициям 1939-1965 гг......110
Раздел 2. Рисунки обнаженной модели 1930-е - 1960-е гг.........116
Раздел 3. Монументально-декоративное и прикладное искусство,
подготовительные рисунки эскизы 1937- 1960-е...........120
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................133
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..............................................138
СПИСОК ОПУБЛИКОВАННЫХ РАБОТ....................................147
2
ВВЕДЕНИЕ
Творческая деятельность A.A. Дейнеки (1899-1969), художника-новатора, в культуре XX века стала значительным явлением, отмеченным яркими художественными достижениями. Его искусство с необычайной полнотой раскрыло духовную сущность времени, художественные особенности советской эпохи.
Труд мастера был отмечен высокими отечественными и зарубежными наградами. A.A. Дейнека - Герой Социалистического Труда, Народный художник СССР, Действительный член академии художеств СССР, Лауреат Ленинской премии, Член-корреспондент академии искусств ГДР.
Автору данного исследования вдовой A.A. Дейнеки - Еленой Павловной Волковой-Дейнека, - предоставлен для работы семейный архив, в который вошли документы, фотографии, рукописи и графическое наследие художника: рисовальные альбомы, блокноты, отдельные листы рисунков, включающих в себя путевые зарисовки, композиционные поиски, наброски, эскизы, выполненные A.A. Дейнекой на различных этапах его творческой деятельности. В архиве насчитывается около полутора тысяч ранее не опубликованных рисунков мастера, многие из которых являются неповторимыми и часто самостоятельными произведениями, бесспорно, заслуживающими внимания современного зрителя и критики. В рисунках прослеживаются особенности графического мышления художника, основанные на различных способах обобщения впечатлений от окружающего мира. Именно оптимальная степень обобщения, найденная художником в малом эскизе, стала залогом высокого образного и смыслового значения его произведений.
Огромную ценность в изучении подготовительного процесса создания живописных, скульптурных работ и монументальных росписей представляет сохранившееся в семейном архиве графическое наследие. Поэтому детальный поэтапный анализ неизвестных ранее рисунков A.A. Дейнеки даёт
Народный художник РСФСР Н. Жуков в статье «Наш современник», помещенной на страницах журнала «Культура и жизнь»,12 высказывается о выставке A.A. Дейнеки как о ярком событии в жизни изобразительного искусства. Отмечая многогранное и разностороннее дарование художника, автор подчеркивает принципиальное сходство искусства А. Дейнеки с мужественной поэзией В. Маяковского. Автор констатирует, что подобно тому, как В. Маяковский в поэзии открывал новые возможности слова, новый ритм стиха, созвучный эпохе революции, так и А. Дейнека всегда искал и ищет новые средства художественной выразительности, новые темы, чтобы активно, энергично и стремительно выразить современность.
Большую ценность представляет взгляд автора данной публикации на графическое наследие A.A. Дейнеки. Н. Жуков, имея огромный опыт в создании художественных произведений, говорит о том, что даже в маленьком наброске А. Дейнека умеет донести до зрителя то чувство художника, которое владело им в момент творчества. По мнению автора, большую эстетическую силу выставки составляет широкий показ обнаженного тела как в живописи и графике, так и в скульптуре. Для
Н. Жукова тайна дейнековского искусства состоит в том, что его обнаженная натура воспринимается как гимн человеческому телу, его красоте и силе.
Интересен также отзыв о выставке, принадлежащий И. Грабарю, помещенный на страницах журнала «Творчество» в июльском номере того же года. В целом, для автора этого отзыва основной смысл персональных выставок сводится не только к «освежению» памяти обо всем наследии того или иного художника, но, главным образом, позволяет пересмотреть установившиеся некогда мнения и оценки, далеко не всегда справедливые и объективные.
Примечательно, что Грабарь обращается к серии рисунков и акварелей
А. Дейнеки, выполненных им во время поездки в Америку, Францию и Италию, и выделяет их как ярчайшие свидетельства умения художника
12 Жуков Н. Наш современник. //Культура и жизнь, 1957. С. 58
13
схватывать на лету все виденное, творчески анализировать и создавать надолго запоминающиеся типажи и образы.
В итоге И. Грабарь утверждает, что подобно всем подлинным мастерам, А. Дейнека не имеет ни последователей, ни подражателей, «... как не имеет их Врубель, Репин и Суриков, ибо подражать им вообще бессмысленно: каждый крупный художник создает свое, новое...».13
Очень емко и верно высказывается В. Костин. В своей статье «Художник современности», опубликованной в 1957 году на страницах журнала «Творчество», он говорит о Дейнеке как о художнике, который всю свою любовь к искусству, жажду выражать свои думы и впечатления через рисунок и живопись, направляет на раскрытие типических особенностей того, что каждодневно рождалось и рождается в жизни нашей страны.
В. Костин убедительно констатирует, что в работах А. Дейнеки нет пассивного копирования жизни, скрупулезного правдоподобия живописнотонального изображения действительности, а присутствующая в них резкость и условность художественного решения поражают силой реалистического выражения современности. Динамичность дейнековских композиций, по мнению автора статьи, связана с убедительной передачей движения: полетов, бега, падения. Автор констатирует, что стихия творчества А. Дейнеки - это человек в движении.
Самым значительным и содержательным отзывом о выставке стала работа А. Чегодаева, опубликованная в журнале «Искусство» за 1957 год. Во вступительной статье автор говорит о творчестве А. Дейнеки как о вечно живом и высоком искусстве. Достижения художника он ставит над современным искусством данного периода, над тем искусством, которому «...нужна какая-то дистанция времени, чтобы определить в полную меру подлинность и непреходящую художественную ценность его открытий».14 По его мнению, реалистическая сила искусства А. Дейнеки интенсивна,
lJ Грабарь, И. Выставка Александра Дейнеки. //Творчество. М., «Советский художник», 1957. № 7, С. 1-3.
14 Чегодасв Л. А. Л.Л. Дейнека. О творчестве художника. //Искусство 1957 . № 5. С. 13
14
- Киев+380960830922