2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
Глава 1. Эволюция композиционных и семиотических представлений о зодчестве 19
1.1. Историко-генетический аспект 19
1.2. Композиционный аспект 24
1.3. Методический аспект 58
1.4. Выводы первой главы 68
Глава 2. Образ архитек турного объекта 72
2.1. Коммуникативная функция образа в зодчестве 72
2.2. Образная структура архитектурного объекта 83
2.2.1. Образ ориентации 89
2.2.2. Образ узнавания 97
2.2.3. Образ интерпретации 108
2.2.4. Образ интуиции 119
2.3. Выводы второй главы 129
Глава 3. Семиотические механизмы в архитектуре 133
3.1. Специфика семиотических механизмов зодчества 133
3.2. Семиотические механизмы формирования образа архитектурного объекта 150
3.2.1. Семиотические механизмы образа ориентации 152
3.2.2. Семиотические механизмы образа узнавания 155
3.2.3. Семиотические механизмы образа интерпретации 158
3.2.4. Семиотические механизмы образа интуиции 165
з
3.2.5. Управление работой семиотических механизмов в архитектурном проектировании 173
3.3. Выводы третьей главы 176
Глава 4. Морфология и структура образа в зодчестве 182
4.1. Морфологическая структура архитектурного объекта 182
4.2. Типологизация архитектурных объектов 198
4.3 Концепция архитектурного формообразования 219
4.4. Выводы четвертой главы 223
Заключение
Литература
Приложение. Концепции архитектурной семиотики
226
232
251
25
Таблица 1.1
Образ, архитектурная композиция и семиотика
в развитии психологических концепций
основные композиционные представления семиотические представления1
проблемы! 11 ред пос мл к и подготовка/внедрение
1 2 4 Г "5
психологические концепции Бихевиоризм - поведенческая психология физиологический характер явлений в сознании периоды * * * 1 ООП * * * * 10^0 * * * * оппп *
развитие анализ поведения «стимул - «теория концепции2 по формуле: психическиеуроцвссы социального «стимул-реакция» - реакция» научения» - подражател ьное поведение
исключается категория образ, признаются только элементарные сенсорные реакции
направления в теории композиции создание пространственной среды, в которой осуществляется запроектированное поведение человека упрощенность сведения процессов формообразования к стимулу (отражению физиологических раздражителей) и подкреплению (реакции на приспособление к среде) - реакция на биологи-заторскую трактовку человека, сведение всей материальной культуры к системе «подкреплений» поведенческих реакций - проблема значения социально-ролевого поведения в пространственной среде
* + * 1900 * * * *~ -1950 * * * * 2000- ~*3 периоды городская среда в инженерно- комнозмционно- планировочном аспекте средовое направление влияния на композиционные представления не оказываю 1
гештсшьтпсихология и родственные ей направления
психологические концепции Гештальтпсихология — (нем. беда//-форма, образ фигура,! целостные психические структуры как основа образного восприятия; - связь формообразования и восприятия (в искусстве) целостный характер явлении сознания периоды * * * 1900 * * * * 1950-—* * * * 2000 * развитие гештальт - основа восприятия «теория поля» концепции основные понятия гештальта: форма, «переменные» кач-ва среды фигура, фон, конфигурация, структура; «формулы красоты» Эст.=Упоряд./Слож. дополнены Типом нерв.с., Культ.
образ - целостная перцептивная структура
26
Продолжение таблицы 1.1
X
S
х
X
м
0 с
01 о и
о.
с
о
ь
Й
X
о
м
' * й Л О.
я
X
- гештальтпсихология легла в основу формирования и развития всех современных композиционных представлений
- композиция - организация элементов, основанная на свойствах эстетически значимой формы: единство, целостность, уравновешенность, соподчинен-
н ость
- стремление к «прострой», «хорошей» форме реализовалось
в основном на плоских изображениях
- средовые факторы не принимались во внимание
- трансформация представлений об эстетическом восприятии - его развитие с точки зрения учета влияния интеллекта, памяти и всего сложного комплекса психической деятельности индивида
фундамент всех современных композиционных представлений
*---♦---*-----1900-—*------------- 1950-:-:*----*-—*-—*-—2000-
периоды_________________формалыю-ко.мпозицнаннос направление
О) •г* 2
о — •»-
V
У Z.
S с
1— at
о у.
х •—4
о О
X X
и
Функциональная психология - основа: психические акты, операции и функции, идеи функционалистического подхода родственны основным положениям гештальтпеихологии
- социально-психологические стереотипы восприятия тиражируемых вещей, в которых форма соответствовала функции функциопалыю-деятелыюстный характер явлений сознания периоды
*...*...*---1900----*------*-—*-—*-—1950---*---*---*...*....2000..*
развитие акцентирование биологических потребностей человека
концепции потребности и технологии - основа индустриального формообразования
____________целостных архитектурно-психологических концепций не появилось
с.
о
и
Г
Й
05
X
at
es
С.
с
а
композиция как художественно-выразительная система форм, отвечающих функциональным и конструктивно-техническим требованиям
- ориентация на стереотипность восприятия тиражируемых функциональных вещей - обедняет предметно-пространственную среду;
- монотонность среды как следствие ориентации на единичный объект
период
*----*......*-—1900................ *------1950——*---*---*----*-----2000-—*
связь формально-композиционного и комиозиционно-гнпологического направлений