Вы здесь

Артистизм как феномен музыкального искусства : на материале музыки для баяна и аккордеона

Автор: 
Комаров Владимир Александрович
Тип работы: 
Кандидатская
Год: 
2010
Артикул:
273442
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

СОДЕРЖАНИЕ
Введение........................................................ 3
Глава I. Артистизм как поведенческий феномен. Определение основных понятий................................................. 14
1.1. Артистизм как явление творческой деятельности. Значение личности исполнителя.................................. 15
1.2. Характер проявлений артистизма. Типы артистизма........ 46
Глава II. Артистизм и музыкальное произведение. Формирование моделей поведения................................... 67
2.1. Проявления артистизма на материале традиционноакадемической музыки.................................. 68
2.2. Проявления артистизма на материале эстрадно-джазовой музыки............................................... 114
Заключение...................................................... 143
Список литературы............................................... 151
Приложения (схемы).............................................. 166
Введение
Актуальность исследования. Феномен артистизма в музыкальном искусстве выступает как неотъемлемая часть процесса передачи художественной информации, важнейшее средство коммуникации исполнителя и аудитории. Взаимодействие музыканта с публикой предполагает вовлеченность слушателей в процесс эмоционального переживания. Эффективность эстетического воздействия неразрывно связана с артистизмом исполнителя, его способностью выстраивать свое поведение в соответствии с законами сценического действия, принципами сценической драматургии.
В истории музыкального искусства есть немало известных исполнителей, чей артистический облик стал олицетворением подлинного художественного мастерства, приобрел оттенок легендарности, эпохальности. Среди таких музыкантов можно упомянуть Ф. Листа,
А. Рубинштейна, Ф. Шаляпина, М. Юдину, С. Рихтера, М. Ростроповича и других великих творцов. Упоминание о них неизбежно вызывает в умах современников воспоминания о незаурядном обаянии этих личностей, магическом воздействии их артистических натур, а, порой, и гипнотическом влиянии на публику. И это не случайно, поскольку подлинное мастерство музыканта влечет за собой целый комплекс личностных качеств, среди которых артистизм становится одним из ведущих.
Механизм воздействия известных исполнителей на слушательскую аудиторию никогда не был предметом серьезного изучения, равно как и само
3
по сравнению с обычной жизнью, требует высокого уровня физической, психической и социальной культуры, тот и другой труд - это яркое искусство самовыражения.
Рассмотрение ключевых атрибутов артистизма представляется
уместным разделить на анализ сущностно-мотивационных основ феномена, его коммуникативной природы и изучение зависимости характера проявлений артистизма от свойств личности музыканта, типа мышления, исполнительской манеры. В соответствии с избранной логикой
структурирован материал Первой главы.
1.1. Артистизм как явление творческой деятельности. Значение личности исполнителя
Словарь современного русского литературного языка определяет артистизм, с одной стороны, как дар, а с другой - как результат труда: «1. Выдающиеся способности, художественная одаренность, свобода
перевоплощений, с помощью которой человек легко, непринужденно “входит в образ”. Особое умение держать себя, изящество манер, грациозность движений и т. п., обычно свойственные артистам. 2. Высокое мастерство, достигнутое кем-либо в области искусства. Высокое мастерство в каком-либо деле, в выполнении чего-либо» [161. с. 234, 235].
Данное определение позволяет выявить самые общие свойства артистизма. Принадлежность феномена сфере искусства заставляет обратиться к работам, посвященным театру и театральной педагогике. Но, к сожалению, достаточно ясные выводы, касающиеся феноменологии артистизма, в данных работах отсутствуют. В науке о театре, рассматривающей сценическое действо как центральный элемент системы подготовки актера, термин «артистизм» используется крайне редко и в основном в контексте общих рассуждений об особенностях художественного
пространства и взаимоотношений актера с публикой. Зачастую исследователи намеренно отказываются от использования этого термина в пользу .других, более точно раскрывающих специфику театральной постановки. Так, К. Станиславский, анализируя личностные качесиза актеров, говорит о сценическом обаянии и манкости, подразумевая при этом комплекс специфических данных, которые делают актера сценически привлекательным [165].
Анализ работ по театральной педагогике показывает, что понятие артистизма является чересчур общим для определения четких дефиниций актерской профессии, не позволяет объективно оценть умение актера полноценно вживаться в роль, а, порой, входит в противоречие с понятиями «достоверность роли», «задача персонажа», «сверхзадача» и другими. Тем не менее, целый ряд положений, выводов, касающихся сценического поведения, безусловно помогают понять каким же образом происходит трансформация личности исполнителя (актера) иод влиянием художественного образа.
Что же исследователи других научных дисциплин понимают под явлением артистизма?
О. Булатова, анализируя проявления педагогического артистизма, утверждает, что артистизм это: «Черта личности учителя, некое ее
своеобразие: способность перевоплощаться, <...> живость, экспрессия, богатство жестов и интонаций, <...> ощущение внутренней свободы» [28, с. 48]. Среди сопутствующих артистизму качеств личности исследователь отмечает способность нравиться, образное мышление, стремление к нестандартным решениям через образные ассоциации. Артистизм в трактовке автора выступает как «искусство отбора наиболее эстетически яркой, а не только значимой, смысловой информации» [там же, с. 48].
В. Ражников по артистизмом понимает прежде всего перевоплощение. Говоря об артистизме педагога, В. Ражников пишет: «Артистизм педагога заключается в его перевоплощении в ученика, в того конкретного ученика, который сидит рядом с ним» [151, с. 52]. Автор акцентирует внимание на
16