Вы здесь

А.П. Чехов и Александринский театр на рубеже XIX - XX веков : 1889-1902

Автор: 
Чепуров Александр Анатольевич
Тип работы: 
1889-1902
Год: 
1889
Количество страниц: 
527
Артикул:
173054
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...............................................3
Глава первая. РУСКАЯ ИМПЕРАТОРСКАЯ СЦЕНА
И ПОИСКИ А.П. ЧЕХОВЫМ «СВОЕГО ТЕАТРА» ................35
1. «Законы сценичности» и драматургические образы
А.П. Чехова. Поиски соответствия («Иванов». 1889 год)... 35
2. «Чайка» на пути в репертуар Александринского театра... 78
Глава вторая. ПОСТАНОВОЧНАЯ СИСТЕМА
АЛЕКСАНДРИНСКОЙ СЦЕНЫ И ДРАМАТУРГИЯ
А.П. ЧЕХОВА..........................................105
1. Система монтировки спектаклей и «предлагаемые обстоятельства» пьес А.П. Чехова...............105
2. Распределение ролей и репетиции с актерами........133
Глава третья. ПОСТАНОВКА ЧЕХОВСКОЙ «ЧАЙКИ»
НА АЛЕКСАНДРИНСКОЙ СЦЕНЕ (октябрь 1896 года).........155
1. Проблемы реконструкции сценического текста........155
2. Научная реконструкция постановки комедии А.П. Чехова «Чайка» в Александрийском театре (1896 год)....170
I действие...............................170
II действие .............................210
III действие.............................238
IV действие..............................260
Глава четвертая. «ЧАЙКА» В ВОСПРИЯТИИ ЗРИТЕЛЕЙ И В ОЦЕНКАХ КРИТИКИ................................306
1. Александринекая «Чайка» 1896 года и стереотипы зрительского восприятии........................306
2. Пьеса и спектакль в контексте театральной критики.352
Глава пятая. «РЕАБИЛИТАЦИЯ» ПЬЕС А.П. ЧЕХОВА НА АЛЕКСАНДРИНСКОЙ СЦЕНЕ И ДВИЖЕНИЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ ЭСТЕТИКИ...............................387
1. Спектакль Александринского театра «Иванов» (1897 год)..393
2. «Реабилитация “Чайки”»............................414
а). Спектакль александринцев в Варшаве (1901 год)...420
б).«Чайка» в постановке М.Е. Дарского (1902 год)....431
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
479
2
ПРИЛОЖЕНИЯ..............................................488
Приложение 1. Протокол № 31 заседания
Театрально-литературного комитета от 14 сентября 1896 года...489 Приложение 2. Монтировка постановки комедии
А.П. Чехова «Чайка» в Александрийском театре. 1896 год...495
ПриложениеЗ. Монтировка постановки пьесы А.П. Чехова «Чайка» в Александрийском театре. 1902 год...............499
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
503
50
выбрать именно «Иванова»1. С другой стороны, В.Н. Давыдов в своих воспоминаниях о Чехове утверждает, что Ф.А. Федоров-Юрковский просил приискать пьесу для своего бенефиса именно его. По версии великого актера, он «робко предложил «Иванова» и был, что называется, услышан . Эту версию подтверждает и A.A. Плещеев, который в своей книге «Что вспомнилось» рассказывает о том, как сам передал Ф.А. Федорову-Юрковскому пьесу, после восторженной реакции которого Давыдов телеграммой вызвал Чехова в Петербург для переговоров3.
Борьба за то, чтобы пьеса была поставлена в бенефис, являлась актуальной и характерной для ситуации на петербургской императорской сцене 1880 - 1890-х годов. Именно бенефисная система позволяла в то время активно «продвигать» новые пьесы в репертуар казенной сцены, не дожидаясь «длинной очереди». Таким образом действовали и друзья Чехова, желая провести «Иванова» в Александринский театр. Безусловно, когда «мнение» было подготовлено в Театрально-литературном комитете и в дирекции A.C. Сувориным, речь зашла о «выборе» бенефицианта. И здесь многое зависело от личных рекомендаций и связей.
То, что Чехов начал переработку текста «Иванова» уже в начале октября 1888 года, и активно обсуждал детали этой переделки с Сувориным4, говорит о том, что именно Суворин играл главную роль в «устройстве» александринской премьеры чеховской пьесы. Решив вопрос о постановке «Иванова» в принципе и начав переделку пьесы
1 См.: [Примечания к пьесе А.П. Чехова «Иванов»] // Чехов А.П.. Поли. собр. соч. и писем. Соч.
Т. 12. С. 337.
2 См.: Там же.
3 См.: Плещеев A.A. Что вспомнилось. СПб., 1914. С. 110.
4 См.: [Письмо А.П. Чехова к A.C. Суворину от 5 или 6 октября 1888 года] // Чехов А.П. Полн. собр. соч. и писем. Письма. Т. 3. С. 14.
51
для премьеры на петербургской императорской сцене, Чехов и Суворин лишь в конце октября прибегли к посредничеству других лиц, рекомендовавших пьесы для бенефиса Ф.А. Федорова-Юрковского.
Характерно, что в истории с «Ивановым» с самого начала «просматриваются» две партии. С одной стороны, это старый исполнитель роли Иванова - В.Н. Давыдов, который по сути дела открыл этот образ для русской сцены, воплотив его в «коршевском» спектакле. С другой, это окружение премьера петербургской труппы -
Н.Ф. Сазонова.
Появление имени Н.Ф. Сазонова в этой истории неслучайно. Перерабатывая пьесу для императорской сцены, Чехов стал серьезно сомневаться в том, что роль Иванова здесь должен играть именно В.Н. Давыдов. В письмах к A.C. Суворину от 19 декабря 1888 года и от 7 января 1889 года автор высказывал мнение, что артисту «браться за драму» (а именно так теперь трактовал жанр своей пьесы Чехов) слишком рискованно1. В варианте «Иванова», поставленном в 1887 году в театре Корша, где жанр пьесы был обозначен как «комедия», выбор В.Н. Давыдова был вполне оправдан. Более того, драматизм, сплавленный с характерностью, подчеркнутой «обыкновенностью» героя (что, собственно, и составляло суть созданного Чеховым образа) получил, благодаря поразительной органике артиста, великолепное, убедительное воплощение. К.С. Баранцевич в письме к А.П. Чехову выразил общее мнение относительно игры В.Н. Давыдова: «Он и есть тот средний человек Иванов, который в сотнях лиц сидит вокруг меня,
1 См.: [Письмо Л.П. Чехова A.C. Суворину от 19 декабря 1888 года] // Чехов А.П.. Поли. собр. соч. и писем. Письма. Т. 3. С. 90-93; [Письмо А.П. Чехова A.C. Суворину от 7 января 1889 года] //
Там же. С. 131-133.