Вы здесь

Эстетическое сознание в структуре культуры кризисных эпох

Автор: 
Иванчук Александр Петрович
Тип работы: 
диссертация кандидата философских наук
Год: 
1995
Артикул:
1000152558
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

СОДЕРЖАНИЕ
Введение...............................;.......................... 3
Глава I. Характер и исторические типы эстетического
сознания кризисных эпох...............................12
1.1. Методология подхода к проблеме эстетического
сознания в периоды общественных кризисов..............12
1.2. Соотношение эстетического сознания и культуры.... 55
Глава II. Эстетическое сознание в культуре периода постперестройки.......................................................91
2.1. Эстетическое сознание в культуре советского периода: формирование новой ментальности и ее кризис..91
2.2. Некоторые тенденции изменения эстетического сознания в период кризисного развития современной
отечественной культуры...............................129
Заключение.......................................................157
Литература.......................................................163
Приложение.......................................................175
- 3 -
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня в многочисленных научных трудах, посвященных социально-экономическим реформам последних лет, почти не отводится места исследованиям состояния и функций культуры как генеративного фактора глубоких социально-экономических, политических трансформаций. Можно найти достаточно много интересных и серьезных исследований, изучающих экономические, психологические и социальные аспекты реформ, но исследований, рассматривающих культуру, ментальность, ее эстетические структурообразующие как фактор и важнейшее условие происходящей трансформации, по нашему мнению, существует мало.
Поиски источников кризиса, исследование состояния духовной жизни общества в переходные периоды велись на основе различных социологических, культурологических, экономических, теологических и других концепций. Обращение же к ментальности, ее эотетическим структурообразующим как механизмам изменения духовной жизни общества, осталось за пределами внимания ученых, культурологов, философов, социологов и психологов. Это и пробудило нас обратиться к исследованию проблемы ментальности, эстетических ее компонентов в период кризиса общественных структур.
Актуальность темы данного исследования обусловлена сложностью и противоречивостью современного состояния общества: коренными
изменениями социально-политических, экономических и духовных условий, глубокими изменениями менталитета, переоценкой духовных ценностей, трансформацией эстетического сознания и важнейших его структурообразующих компонентов: эстетического вкуса и эстети-
ческого идеала. Сложные и противоречивые процессы, происходящие в
- 17 -
за символами детство, юность, возмужалость, расцвет следует признать значение объективного наименования для органических состояний" [148, с.25].
Выйдя из детского возраста с его бессознательным состоянием, характерным для чисто "этнографической формы быта" (Данилевский), укрепив и оградив свое внешнее существование в качестве самобытной единицы, культура начинает проявлять себя в зависимости от изначально присущей идеи. "Биография культуры", ее судьба представляют собой реализацию этой цели - осуществляя и реализуя идеалы правды, свободы, общественного благоустройства, прекрасного, доброго. Однако период "цветения и плодоношения" достаточно краток. За ним следуют дряхлость, старость, наконец смерть.
Таким образом, любая культура имеет свое детство, во время которого собирает запас сил для будущей сознательной деятельности, формирует те особенности, которые обеспечивают в дальнейшем оригинальность ее развития. Каждая культура проходит стадию расцвета, период растраты того, что было заложено и накоплено. Затем приходит старость, творческие способности исчерпаны, развитие заканчивается. Как подчеркивал 0.Шпенглер, культура"изживает себя в неустанном осуществлении своих внутренних возможностей, своей идеи. Завершение задачи идентично завершению жизни" С148, с.268]. Но чтобы развитие человечества не прекратилось вовсе, необходимо пойти по иному культурному пути, на котором смогут проявить себя иные духовные силы, где сможет актуализироваться иная идея.
Кризисное состояние культуры Н.Данилевский и 0.Шпенглер связывают с последней, но отнюдь не высшей стадией развития культурного типа. Когда культура осуществила заложенные в ней потенции, приходит успокоение, апатия и она обречена на гибель. Такова
- 18 -
судьба каждой культуры: каждая по своему живет и по своему умирает. В связи с этим и кризис культуры - явление уникальное, обусловленное специфическим способом ее существования, присущим ей способом мышления. В период кризиса эстетическое сознание как и все структурообразующие культуры претерпевает изменение и связано с переоценкой тех эстетических ценностей, которые присущи данному типу культуры. В итоге изменяется характер мироощущения человека, его эстетическое сознание. Именно в такие исторические моменты обостряется чувство хрупкости бытия, усиливается недоверие к разуму и логике культуры, получает распространение мистика, возрастает элемент подсознательного, иррационального мышления.
Таким образом Н.Данилевский и 0.Шпенглер создали специфическую модель культуры, смысл которой сводится к уподоблению общества и культуры живому организму, а их развитие - к естественным трансформациям такого организма. Ученые попытались проникнуть в существо и объяснить динамику развития культуры, выяснить причины ее кризиса и гибели.
Анализ концепции "смерти культуры" явился основанием для создания собственной теории П.Сорокиным. По мнению П.Сорокина, пессимизм в рассмотрении развития современного общества и культуры может и должен иметь место, но в какой степени и по каким причинам? Действительно, современная культура находится в состоянии упадка, кризисные явления наблюдаются в различных культурных сферах. Ученый считает, что современный кризис не является смертельной агонией культуры и не означает конца исторического существования. Как считает П.Сорокин, тщательный анализ современной ситуации показывает, что нынешний кризис представляет собой дезинтеграцию определенной, а именно "чувственной" формы культуры. Если сравни-