СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..........................................«.............«...4
ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННО-ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА "КОСТЮМ". 17
1.1 Анализ факторов, обусловивших актуальность диссертационного исследования............................................... 17
1.2 Изучение роли информационно-знаковой системы "костюм" 26
в современном мире ........................................... 26
1.3 Анализ истории и роли символа в контексте образа костюма 37
1.4 Выявление символов, характеризующих костюм
как информационно-знаковую систему...............................55
1.5 Выводы по первой главе....«..................................59
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МОДЫ КАК ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ В КОСТЮМЕ............................61
2.1 Выделение символов, значимых для описания образа костюма ....61
2.2 Исследование эффективности экспертных оценок частот встречаемости символов множества элементов информационно-знаковой системы "костюм" .......................................... 67
2.3 Проверка гипотезы о нормальном распределении частот встречаемости символов множества элементов информационно-знаковой системы "костюм".............................................. 74
2.4 Проверка непротиворечивости экспертных оценок ..............76
2.5 Определение моды и стиля с помощью информационнознаковой системы "костюм" ................ ...................83
2.6Исследование взаимодействия подсистем "костюм" и "фон"....124
2.7 Структура информационно-знаковой системы "костюм".«..«......142
2.8 Выводы по второй главе.................................. 159
2
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЯ МОДЫ, ОСНОВАННОГО НА ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЗНАКОВОЙ СИСТЕМЫ "КОСТЮМ” .................................................. 161
3.1 Разработка математической модели изменения моды за исследуемый период (с 1981 по 2003 гг.) для исследования моды...................... 161
3.2 Разработка метода исследования изменения костюма и моды
на основе разработанной математической модели..............................167
33 Создание компьютерной базы данных "Мода как процесс формирования информационно-знаковых систем в костюме"....................199
3.4 Рекомендации стилистам костюма, интерьера, модных журналов... 199
3.5 Апробация результатов работы....................................... 206
3.6 Выводы по третьей главе................................................209
ЗАКЛЮЧЕНИЕ---------------------------------------------------------------- 211
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ---------------------------------------------215
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(к главе 1) ................................. 227
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
(к главе 1).......и...................................... и............. 242
ПРИЛОЖЕНИЕ В
(к главе 2)......................м....м.............................. 297
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
(к главе 2)...»........м....м..м...........................^..........^.......-..............................м.. 311
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
(к главе 3) ........................................................... 340
3
Цель информационно-знаковой системы костюма - передать информацию от художника к зрителю, от владельца костюма к окружающим. В этом ракурсе костюм можно рассматривать как способ установления коммуникации между кодами и источником информации [19]. Для обоснования нашего исследования важно отметить, что информация - "пароль в грядущее" [79].
Информация - это определенное сообщение [1-3], под которым А. Моль кроме сложности понимает конечное упорядоченное множество элементов восприятия, взятых из некоторого "набора" и объединенных в некоторую структуру. Любая информация вызывает психофизиологические явления, определяющие реакцию индивида на те или иные раздражения. [80].
Источником информации в костюме может быть сложность пластической и пространственной композиции элементов, а также степень их качественного и количественного изменений, особенности их взаимоотношений и новизна (тканей, орнамента, цветов, символов и т.д.).
Любая информация может быть кодирована и перекодирована. Кодом называется правило, описывающее отображение одного набора знаков в другом наборе знаков (или слов) [1-3]. Кодом называют и множество образов при этом отображении [13].
Некоторые знаки и элементы, уменьшающие оригинальность информации и позволяющие усвоить сообщение, носят постоянный характер. Такие элементы и знаки можно нормализовать и свести в набор, условно обозначив их как символы.
Следовательно, для костюма диалектика отражения действительности проявляется в том, что формирование познавательного образа предполагает в нем противоположность - применение знаков, элементов условности.
"Знаки и символы в костюме связаны с ассоциативным восприятием реальных предметов и не являются идентичными им, так как представляют класс довольно условных зрительных знаков, значение которых должно быть заучено и которые, обладая собственным смыслом, передают изображение,
34
отличное от него самого, но субъект при этом реагирует на него так же, как на сам предмет. Например, в костюме редко мы встречаемся с реальным изображением предметов, но костюм заставляет нас порой реагировать так же, как на симфоническое произведение или на великолепный букет цветов” [81].
Для описания костюма не могут использоваться знаковые системы музыки, живописи, архитектуры, скульптуры, хотя в определенной мере элементы их языка заимствованы костюмом. По этой причине необходимо формирование специального языка, знаковой системы, которая могла бы адекватно описывать костюм и служить средством информации костюма.
Осмысленность знаков определяет творческий процесс употребления того или иного языка, эвристическую роль знаков [52 - 55, 66, 67, 77]. "Из взаимосвязи мысли и слова ... очевидно, что язык не является всего лишь простым средством представления уже известных истин, в большей мере он служит средством открывать еще не известное" [13]. С помощью символа можно понять тенденцию развития информационно-знаковой системы костюма в будущем.
Художник-модельер также вначале "записывает" свою идею в виде короткого символа [6, 44, 81]. Эскиз является кодом, определяющим набор элементов, в пределах которых развиваются все костюмы данной моды (приложение А, рисунок А. 8).
Обратим внимание на известный лингвистический факт: корнем
английского слова design ("дизайн"), обозначающего проектную деятельность художника, является слово sign - "знак". Таким образом, в самом языке закреплен глубокий смысл деятельности дизайнера - обозначить в своем произведении действительность, передать информацию зрителю с помощью знаков. Самым ярким подтверждением этого факта являются произведения художников по рекламе: логотипы и пиктограммы, а также плакаты, рекламирующие модную одежду, технику и другие вещи.
35
- Киев+380960830922