Вы здесь

Высшее образование в системе жизненных стратегий молодежи : региональный аспект

Автор: 
Большов Виктор Борисович
Тип работы: 
региональный аспект
Год: 
2007
Количество страниц: 
159
Артикул:
191982
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

Оглавление
Введение 3
1. Теоретико-методологические подходы в изучении высшего
образования как жизненной стратегии молодежи 17
1.1. Образование как социальный феномен: теоретический 17
анализ
1.2. Ценностное определение образования как его социальная 41
функция
1.3. Жизненные стратегии молодежи в контексте получения 59
высшего образования
2. Проблемы формирования жизненных стратегий 87
молодежи Краснодарского края в сфере образования
2.1. Методические подходы в изучении ценностных аспектов 87
высшего образования в процессе формирования жизненных стратегий у кубанской молодежи
2.2. Высшее образование в системе жизненных стратегий 103
молодежи Краснодарского края: результаты эмпирических исследований
Заключение
135
Библиографический список
140
Приложения
156
2
современном российском обществе возможно только лишь в случае непосредственной личностной заинтересованности молодежи, естественной вовлеченности молодого человека в процесс познания. В настоящее время высшее образование еще не превратилось во внутреннюю смысложизненную потребность личности молодого человека, оно не носит характер непрерывного образования;
4. В процессе формирования жизненных стратегий молодые люди, как правило, рассматривают высшее образование в качестве обязательного и необходимого условия для достижения жизненного успеха. В России в настоящий момент высшее образование выполняет в большей мере инструментальную функцию, определяя социально-профессиональную подготовку молодых людей. Терминальная функция высшего образования, направленная на перманентное самообразование и постоянное обновление знаний и представлений, а также на личностное развитие, в сознании и поведении молодых людей актуализирована в незначительной степени;
5. Эмпирическим путем подтверждено, что жизненные стратегии молодых людей определяются их изначально неравными стартовыми социально-экономическими возможностями. Уровень материального положения, культурный уровень родителей, место поселения во многом предопределяют возможности реализации жизненных стратегий молодых людей. Эти факторы отражаются в поведенческих стратегиях молодежи, способствуют формированию определенной системы ценностей. В результате формируются типы жизненных стратегий, которые в значительной степени способствуют воспроизводству социально-статусных позиций родителей. В качестве приоритетных моделей жизненных стратегий выступают: профессионально-ориентированная, связанная с достижением жизненного успеха и направленная на прагматическое использование высшего образования; статусно-престижная, в рамках которой артикулируется культурно-символическая ценность высшего образования.
14
Теоретическая и практическая значимость исследования
определяется необходимостью учета меняющихся особенностей отношения молодых людей к получению высшего образования для разработки мер социальной политики и управления.
В процессе написания работы особое внимание отводилось региональному аспекту, оказывающему значительное влияние на
формирование отношения молодых людей к процессу получения высшего образования. Настоящая работа может существенной опорой для
дальнейшего всестороннего изучения жизненных стратегий молодых людей. Содержащиеся в работе материалы могут быть также использованы в преподавании учебных курсов «общая социология», «социология молодежи», «социология образования».
Апробация исследования.
Основной формой апробации явились научно-практические конференции. Основные положения диссертации и результаты исследований излагались автором на Южно-Российской научно-методической конференции «Содержание социально-гуманитарного образования в меняющемся мире: междисциплинарный подход.» 26-29 мая 2000 г. Краснодар. 2000 г., на Всероссийских социологических конгрессах (Первый Всероссийский социологический конгресс «Общество и социология: Новые реалии и новые идеи», СПб. 2000; Всероссийский социологический конгресс «Глобализация и социальные изменения в современной России», Москва, 2006).
Апробация основных положений работы проходила на семинарских и практических занятия со студентами вузов, на которых в различной форме (фокус-группы, дискуссии) обсуждались основные проблемы, с которыми сталкиваются молодые люди в рамках системы высшего образования. Диссертация прошла обсуждение на кафедре социологии Кубанского государственного университета и рекомендована к защите.
15