Вы здесь

Социальная адаптация воспитанников учреждений государственной поддержки

Автор: 
Швецова Галина Николаевна
Тип работы: 
диссертация кандидата социологических наук
Год: 
2007
Количество страниц: 
161
Артикул:
192172
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................3
ГЛАВА 1. Социальная адаптация воспитанников учреждений государственной поддержки как актуальная проблема российской действительности .............................................17
1.1. Социальная адаптация в социокультурном механизме социализации..................................................17
1.2. Специфика процесса социализации личности в условиях учреждения государственной поддержки..........................28
1.3. Детерминанты социального механизма торможения процесса социальной адаптации воспитанников учреждений
государственной поддержки.....................................41
ГЛАВА 2. Состояние и проективные возможности изменения процесса социальной адаптации воспитанников учреждений государственной поддержки.................................... 61
2.1. Социокультурные индикативы процесса социальной
адаптации воспитанников учреждений государственной
поддержки.................................................... 61
2.2 Принципы проектирования модели социальной адаптации воспитанника учреждения государственной поддержки, адекватной
современным условиям..........................................78
2.3. Эффективность процесса социальной адаптации
воспитанников учреждений государственной поддержки............95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................112
ЛИТЕРАТУРА...................................................118
ПРИЛОЖЕНИЯ
128
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. За последние сто лет Российская Федерация переживает третью волну сиротства: последствия Первой мировой войны и революции, затем Великой Отечественной войны и в постперестроечной России. Если в 1945 г. в стране было около 678 тыс. детей-сирот, то к началу нового века их численность составляла: в 2000 г. -662,8 тыс., а уже в 2001 г. - 685,2 тыс. человек1. Сегодня эта цифра превышает 700 тыс. детей, число которых растет ежегодно. Изменилась и основная социальная причина этого явления. Если послевоенное сиротство существовало по общеизвестным причинам, то на начало 2003 г. из всего числа детей, воспитывающихся в учреждениях государственной поддержки, только 10 % стали сиротами вследствие смерти или инвалидности родителей. Сегодня появился и утвердился новый термин - «социальное сиротство», т.е. сиротство при живых родителях.
В настоящее время оформилась значительная социальная группа детей, составляющих так называемую «группу риска». Они имеют серьезные отклонения в развитии, в основном психоневрологического характера. Как показывают исследования, воспитанники учреждений господдержки, как правило, отстают от обычных школьников по уровню здоровья и нервно-психическому развитию в 5 - 7 раз. В условиях депривации и неполной социализации таким детям весьма сложно адаптироваться в социуме.
Проблема социальной адаптации воспитанников учреждений государственной поддержки (УГП) актуализировалась в наши дни, потому что непростая социально-экономическая обстановка, сложившаяся в период ломки общественного строя и перехода к рыночной экономике, затруднила решение многих проблем сиротства. Сегодня для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проблематичны внеочередное
10 положении детей в Российской Федерации. Государственный доклад. 2002 год / Министерство труда и соци&иного развития РФ. М., 2002. С. 15.
15
совокупность всех девиантогенных факторов (состояние аномии, резкая социальная дифференциация и поляризация, глубокий экономический кризис, социальная дезорганизация, смена вех в идеологии), а воспитанники детских домов составляют в статистике девиантного поведения значительную долю, исследование процесса эффективного вхождения в социум этой части молодежи приобретает особую прикладную значимость.
С этой точки зрения, предлагаемые в работе принципы проектирования и реализации модели социальной адаптации воспитанников детских домов, основанные на оптимальном сочетании результатов дискретной диагностики в возрасте от 14 до 23 лет, позволяющие обозначить перспективу развития ситуации на ближайшее десятилетие, с соответствующей корректировкой культурно-образовательного пространства учреждений, обеспечивают эффективное управленческое сопровождение социально уверенного вступления в реальный социум выпускникам этих государственных учреждений.
По результатам проведенных исследований разработаны научно-методические рекомендации для социальных педагогов и других категорий должностных лиц учреждений государственной поддержки по обеспечению эффективной социальной адаптации воспитанников. Они могут быть использованы:
- при разработке программ по обеспечению процесса социальной адаптации воспитанников и программ развития самих учреждений;
- в процессе подготовки и переподготовки работников детских домов и интернатных учреждений;
- в процессе разработки спецкурсов среднего и высшего образования в рамках курса социологии.
Апробация работы. Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на конференциях и научно-практических семинарах, в том числе прошли апробацию на Южно-российской научно-
16
практической конференции по витагенной педагогике в г. Новочеркасске (2001 г.), Международной научно-практической конференции «Проблемы регионального управления, экономики, права и инновационных процессов в образовании» в г. Таганроге (2001 г.), августовских конференциях Министерства общего и среднего профессионального образования Ростовской области (2002 - 2003 гг.) в системе повышения квалификации педагогических работников (2005 - 2006 гг.).
Диссертация обсуждалась на заседании кафедры социологии, политологии и права ИППК ЮФУ.
Содержание диссертации нашло отражение в десяти работах общим объемом 3,5 п.п.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка литературы и приложения.