СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................................................3
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ..................................................10
1.1. Сущность и основные направления исследования понятия “общественное здоровье”...................................10
1.2. Методологические подходы к изучению и оценке общественного здоровья..................................................19
1.3. Принципы формирования социально-экономического потенциала
общественного здоровья....................................31
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЗДОРОВЬЯ РОССИЙСКОГО НАСЕЛЕНИЯ 40
2.1. Современное состояние социально-экономического потенциала общественного здоровья России и Тюменской области.........40
2.2. Источники развития социально-экономического потенциала
общественного здоровья: мировой опыт и отечественная практика 66
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА СУБЪЕКТАМИ ТЕРРИТОРИИ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ В РЕГИОНЕ.......................91
3.1. Социодиагностика социально-экономического потенциала общественного здоровья....................................91
3.2. Стратегические меры но повышению потенциала в Тюменской
области..................................................105
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................118
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................122
ПРИЛОЖЕНИЯ
134
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Объявленная в 1977 году Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) новая стратегия, обозначенная лозунгом «Здоровье для всех», послужила отправной точкой концептуального этапа развития учения об общественном здоровье. В Концепции Президента «Здоровье работающего населения России на 2004-2015 гг.» охрана здоровья обозначена стратегической целью государственной политики. Здоровье рассматривается как важнейший критерий развития общества и оценки эффективности проводимых реформ. Для региональных органов власти поставлена задача разработать долгосрочные программы охраны здоровья. При этом в качестве важнейшего исходного ориентира программа должна содержать реальную оценку существующего состояния здоровья населения и тенденции его изменения.
Общественное здоровье, являясь социальной категорией, отражает условия труда и быта, состояние окружающей среды, сложившийся уровень материально-технической базы, а также эффективность функционирования социальных институтов, особенно здравоохранения.
На современном этапе общественного развития Российской Федерации наблюдается ухудшение здоровья населения, сокращается средняя продолжительность жизни, растет смертность, особенно в трудоспособном возрасте, увеличивается численность лиц, злоупотребляющих алкоголем и использующих наркотические вещества. Кризис общественного здоровья явился следствием резких изменений социально-экономических условий жизнедеятельности людей. Следовательно, именно в этой сфере необходимо искать потенциальные возможности выхода из создавшейся ситуации. Комплексный анализ социально-экономических возможностей общества для сохранения и укрепления здоровья может служить важным информационным источником при разработке программ охраны здоровья.
13
Среди социологических концепций Марсель Мосс одним из первых обосновал подход о том, что болезнь может быть не только патологическим состоянием человеческого организма или психики, но и нарушением привычного ритма жизни отдельного индивида или общества. В своей работе “Физическое воздействие на индивида коллективно внушенной мысли о смерти” на примере Австралии и Новой Зеландии он показал, как неуважение индивидом социальных норм может привести к смерти. Под воздействием магии или совершенного греха у человека возникает осознание разрыва связи с социальным окружением и чувство исключенности из сообщества, что приводит к мысли о неизбежной смерти. Уже сама эта мысль заставляет ослабеть, а потом и умереть человека, который был до этого в полном здравии [67].
Современные исследования показывают, что различные (со) общества по-разному определяют свойственные им болезни. Болезнь и здоровье выступают как состояния, наполненные социальным смыслом: быть больным и здоровым - не одно и то же. Как норма воспринимается хорошее здоровье, отклонением от нормы выступает болезнь. При этом болезнь везде выступает, как нежелательное явление, и назвать себя больным или здоровым всегда означает дать оценочное суждение.
Здоровье и болезнь не сводятся только к индивидуальному состоянию организма, но определяются в зависимости от требований и ожиданий социального окружения, например, семейных уз или профессиональных связей. Они могут представать и как социальные состояния в собственном смысле слова.
Если болезнь всюду воспринимается как состояние разрыва социальных связей, то здоровье, напротив, выступает как состояние тесной связи с обществом. В каждом обществе существуют свои градации социальных состояний, отмечающих степень включенности или исключенности индивида (или группы) на основании оценок здоровья и нездоровья.
14
В этой связи интерес представляет ролевая теория, развиваемая уже более чем полвека. Центральное место в ней принадлежит концепции роли больного, разработанной Т.Парсонсом, который понимает здоровье как состояние оптимальной способности выполнения индивидом ролей и задач, для которых он социализировался. Болезнь является социально институализированным типом роли и имеет три главные особенности: интерпретируется как находящаяся вне власти индивида, поэтому не влечет ответственности; является законным основанием для освобождения индивида от нормативных обязательств; подразумевает, что для индивида состояние быть больным исходно нежелательно, поэтому он «обязан» выздороветь. Кроме того, окружающие должны обеспечить больному компетентную помощь [83].
Анализируя парсонсовские особенности роли больного в приложении к современному обществу, можно увидеть противоречия между последним, третьим постулатом и реальным отношением значительной доли больных к своему заболеванию. Нередко они лишь демонстрируют свое стремление выздороветь, реально же не только не прилагают никаких активных усилий для этого, но и стараются показать свое состояние с наиболее негативных позиций и освободиться, таким образом, от всех видов ответственности [131, с. 182].
Согласно теории стигматизации Гоффмана, наличие болезни или дефекта проецируется на окружающих и определяет особое отношение к больному, которое проявляется в процессе социального взаимодействия, формируя и закрепляя за больным характерологические и поведенческие особенности [134].
Теория Л. Фестингера (теория социального сравнения) объясняет поведение больных и здоровых людей по сохранению своего здоровья с позиций необходимости наличия у человека достаточно точно предсказуемой информации о своих способностях и окружающей его ситуации. При этом люди сравнивают себя с другими, предпочтительно похожими на них. В теории прослеживаются две противоположные стратегии: для сохранения здоровья
- Киев+380960830922