Содержание
-2-
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования конкуренции российских и иностранных страховщиков как социального процесса 21
1.1. Российский страховой рынок как предмет социологического анализа 21
1.2. Современные теоретические подходы к исследованию процессов конкуренции на страховом рынке 37
1.3. Методологический подход к использованию экспертных опросов для изучения конкурентной борьбы российских и иностранных страховщиков 47
Глава 2. Преемственность, исторические особенности и последствия процесса конкуренции российских и иностранных страховых компаний 56
2.1. Основные этапы возникновения и развития конкуренции на страховом рынке в дореволюционной России 57
2.2. Динамика конкурентной борьбы отечественных и иностранных страховщиков в советский период 66
2.3. Развитие конкуренции на российском страховом рынке в условиях перехода к рыночной экономике 71
2.4. Особенности конкурентной борьбы отечественных и иностранных страховщиков после финансового кризиса 1998 года 79
Глава 3. Столкновение интересов российских и иностранных страховщиков в процессе конкурентной борьбы и её социальные последствия 100
3.1. Экспертные оценки уровня конкуренции на российском страховом рынке и влияния на него действующего законодательства 100
3.2. Сферы столкновения интересов российских и иностранных страховщиков как области возможного развития корпоративных конфликтов 116
3.3. Реальные и потенциальные социально-экономические последствия свободной конкуренции страховых компаний 133
Заключение 141
Библиография 146
Введение
-з-
Обосновапис актуальности
Переход российской экономики и российского общества к новым политическим и социально-экономическим отношениям привёл к радикальным изменениям социальной ситуации в стране. Экономический и духовный кризис российского общества усилили нестабильность во всех сферах человеческой деятельности. Социальные противоречия в общественной жизни являясь, с одной стороны, движущим фактором прогресса и развития политических и экономических систем, привели к возрастанию социальных и экономических рисков. Технический прогресс, призванный улучшить качество жизни людей, привёл также и к появлению новых опасностей и угроз.
Страхование, как метод управления рисками, способствует защите имущественных интересов предприятий и граждан, безопасности и стабильности предпринимательства. Роль страхования особенно важна в контексте экономических реформ, поскольку оно стимулирует развитие рыночных отношений и деловой активности, улучшает инвестиционный климат. Степень развития страхового рынка отражает возможности экономического роста страны. Способствуя перераспределению рисков между экономическими субъектами и возмещению убытков за счет накопления, страхование позволяет повысить эффективность экономики в целом и отдельных предприятий, обеспечить удовлетворение социальной потребности граждан в стабильности.
В этих условиях современный страховой рынок в России представляет собой рынок с большой потенциальной емкостью.
По данным Федеральной службы страхового надзора, по состоянию на 01.01.2005 в России действовало 1280 страховых организаций, из них 42-е участием иностранного капитала из 28 стран мира1. На страховом рынке России зарегистрированы и действуют страховые организации с иностранным участием. Их удельный вес в общей численности российских страховщиков составляет чуть более 3%, в уставном капитале - около 3,5%2. Иностранные страховщики представлены такими крупнейшими международными компаниями, как AIG, Allianz, AXA, ERGO, Zurich group и др.
Совокупный объём российского рынка страховых услуг за 2004 год составил 471,6 млрд. долларов, что в 4,9 раза превышает аналогичный показатель 1999 года. Таким
І
<г'
1 Количестпо страховых компаний указано по даппмм Государственного реестра страховщиков Минфина РФ. Число иностранных страховщиков см.: Агентство страховых новостей, 27.10.2004
-16-
Объект исследования
Страховые компании в лице спсциалнстов-экспертов в области страхования, являющиеся действующими специалистами страховых, аудиторских и консалтинговых компаний г. Москвы.
Предмет исследования
Процесс конкуренции отечественных и иностранных компаний на российском рынке страховых услуг.
Цель исследования
Цель исследования - анализ социальных особенностей и противоречий процесса конкуренции отечественных и иностранных компаний на российском страховом рынке, определение возможных направлении повышения конкурентоспособности российских страховых компаний.
Задачи исследования
Задачами настоящего исследования являются:
> исследовать научные подходы к исследованию страхового рынка как предмета экономической социологии;
У изучить влияние объективных и субъективных факторов, обуславливающих конкурентоспособность отечественных и иностранных страховых компаний на российском страховом рынке;
У рассмотреть понятие конкуренции на страховом рынке в качестве социального процесса н предмета экономической социологии;
У изучить эволюцию процесса конкуренции отечественных и иностранных страховщиков на российском рынке в дореволюционной России, в советский период и в условиях современной России;
У выявить особенности и общие черты методов законодательного ограничения процесса конкуренции отечественных и иностранных страховщиков на российском страховом рынке на различных этапах его развития, а также их изменение в процессе интеграции страны в мировой рынок;
У рассмотреть методологические основы проведения социологических исследований процессов конкуренции на российском страховом рынке;
- 17-
У определить предмет конкуренции российских и иностранных страховых компаний, выявить их конкурентные преимущества друг перед другом на современном российском страховом рынке;
У определить формы и последствия столкновения интересов отечественных и иностранных страховщиков на российском рынке страховых услуг и методы защиты страховыми компаниями собственных интересов;
> выявить реальные и потенциальные последствия дальнейшего развития процессов конкурентной борьбы отечественных и иностранных страховщиков на российском рынке в преддверии возможного вступления России в ВТО;
Основная гипотеза исследования
В процессе конкурентной борьбы на страховом рынке происходит столкновение социальных интересов .отечественных и иностранных страховых компаний. Для защиты своих интересов в интересующих их сферах деятельности отечественные и иностранные страховые компании прибегают к различным методам, которые зачастую не учитывают национальные интересы и интересы потребителей страховых услуг.
Косвенные гипотезы исследования
Российский страховой рынок и действующие на нём субъекты развиваются под воздействием общеэкономических процессов. Эволюция социальных отношений в российском обществе усиливает интеграционные процессы во всех сферах деятельности, что ведёт к включению национального страхового рынка в мировой, усиливает конкуренцию отечественных и международных производителей страховых услуг.
История развития российского страхового рынка позволяет предположить, что конкуренция между отечественными и иностранными страховщиками существовала в дореволюционной России и имела общие черты с её современным состоянием. В Советском Союзе сильное государство должно было практически полностью запретить действия иностранных страховых компаний на национальном рынке.
В настоящее время основные факторы, тормозящие дальнейшее развитие страхового рынка и процессов конкуренции российских и иностранных страховщиков на нём, имеют экономическую (недостаточный уровень развития экономики, высокая цена страховых услуг) и социальную основу (низкий уровень жизни населения, низкий уровень страховой культуры, недоверие к страховым компаниям, коррупция, несоответствие страхового и налогового законодательства экономическим реалиям).
- Киев+380960830922