Вы здесь

Соціальні детермінанти підліткової агресії: соціологічний аналіз.

Автор: 
Волянська Олена Володимирівна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2003
Артикул:
0403U002346
129 грн
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
АГРЕССИЯ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ:
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА
2.1. Определение агрессии в контексте модели социального действия
Чрезвычайно высокая концентрация проявлений агрессии в обществе и отсутствие
однозначного и адекватного научного определения этого сложного феномена делают
проблему исследования агрессивности одной из наиболее актуальных проблем
современного мира, важной теоретической и практической задачей. Хотя агрессия
существовала во все времена, научный интерес к её анализу возник сравнительно
недавно, в преддверии второй мировой войны. В настоящее время агрессия
изучается целым рядом дисциплин: философией, биологией, этологией, социологией,
педагогикой, психиатрией, конфликтологией и другими. В представлениях
специалистов существует агрессивность в психологическом, биологическом
пониманиях, агрессивность как социальный феномен и, наконец, глобальная
агрессивность, которая проявляется в войне [104]. В данной работе мы хотели бы
предложить один из вариантов комплексного социологического рассмотрения
феномена агрессии, который позволил бы определить роль, значение и
взаимовлияние различных факторов (психологических, биологических, социальных и
культурных) в структуре социального действия, которым в данном контексте
является агрессия.
В рамках предлагаемого социологического подхода, агрессия рассматривается как
один из видов социального поведения. По М. Веберу, специфичность социального
поведения – и в этом отличие человека от животных – состоит в наличие в нем
субъективно подразумеваемого смысла [16]. Однако наряду с понятием
субъективного смысла агрессии предметом социологического анализа является в
нашем контексте всё многообразие идей, мнений, убеждений, представлений,
образов мира, составляющих в совокупности то, что можно назвать
репрезентативной культурой агрессии. Именно то, что содержится в
репрезентативной культуре (образцы агрессивного поведения, ценности, верования,
нормы), составляет содержание человеческой мотивации, то есть подразумеваемого
смысла агрессивного действия [38].
Таким образом, определение агрессии, в рамках социологического подхода не может
опираться только на результат действий, оно должно учитывать намерения (мотивы)
человека, совершающего данный поступок, а также социальный и культурный
контекст данного поведения. Другими словами, агрессия, в рамках
социологического подхода рассматривается как некое социальное действие, т.е.
осознанное (мотивированное) причинение вреда другому человеку или группе людей.
В качестве вреда или ущерба выступает не только непосредственное физическое или
психологическое воздействие на человека (группу людей), но любое сознательное
деструктивное действие в отношении неживого объекта, от состояния которого
зависит физическое или психологическое благополучие человека.
Исходя из этого, особенностью социологического подхода к анализу феномена
агрессии является изучение зависимости между репрезентативной культурой
общества и человеческой мотивацией, лежащей в основе субъективно
предполагаемого смысла агрессивного действия.
В мотивации, по М. Веберу, не может быть того, что отсутствует в культуре.
Соответственно то, чего нет в культуре, не может стать предметом
социологического изучения. Например, по словам М. Вебера, просто реактивные
действия не являются предметом интереса социологов так же, как вообще действия,
даже если они связаны с взаимодействием нескольких участников, но не имеют
«подразумеваемого смысла» [37].
В этой связи задачей предлагаемого в данной работе методологического подхода
является достижении логической связанности всего накопленного знания, благодаря
интеграции различных научных представлений о детерминантах агрессии
(социальных, культурных, биологических, личностных) в общую теоретическую
схему. Выбор модели социального действия Т. Парсонса в качестве основы для
построения комплексного подхода к изучению агрессии позволяет, во-первых,
рассматривать агрессию в контексте устойчивой функциональной зависимости
различных факторов в рамках общей системы действия, во-вторых, учитывать
мотивационный аспект действия, в-третьих, судить об изменениях в рамках
подсистем и общей системы действия, постоянно находящихся в процессе
приспособления друг к другу.
В предлагаемой нами модели агрессия как действие представляет собой некоторый
процесс в системе «субъект действия – ситуация», имеющий мотивационное значение
для индивида или – в случае коллектива – для составляющих его индивидов,
результатом которого является причинение морального или физического вреда
другому человеку или группе людей. Это значит, что ориентация соответствующих
процессов действия связана с достижением удовлетворения или уклонением от
неприятностей со стороны соответствующего субъекта действия. Организация
элементов действия прежде всего является функцией отношения действующего лица к
ситуации, а также истории этого отношения, в этом смысле «опыта» [71, c.463].
Так, самые элементарные компоненты любой системы действия сводятся к
действующему лицу и ситуации.
Действующее лицо (actor) – человек, наделенный стремлением действовать, имеющий
определенные цели и способный описать способы их достижения, рассматривается с
точки зрения его мотивации к проявлению агрессии. Ситуация - это изменяемые и
неизменяемые факторы окружения, по отношению к которым направлено действие, и
от которых оно зависит. Структура действия у Парсонса представлена
взаимодействием четырех взаимосвязанных, но не сводимых друг к другу подсистем,
разв