Вы здесь

Універсальні функції соціально-політичного міфу.

Автор: 
Ставицький Андрій Володимирович
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2003
Артикул:
0403U004252
129 грн
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2.
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО МИФА И ЕЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ
2.1. Общая характеристика функций современного мифа
Особые свойства социально-политического мифа позволяют играть ему важную роль в
обществе, выполняя в нем свои специфические функции. Функции, возложенные
обществом на миф, без которых оно обойтись не может.
По функциональному применению миф многообразен и универсален. При этом, как и
положено мифу, он не функционирует в одной строго определенной плоскости,
реализуя свои возможности сразу на всех уровнях и во всех областях жизни
общества и государства (политика, экономика, социальные и национальные
отношения, наука, религия, культура). И поскольку его социальное назначение
многофункционально, на практике речь должна идти о взаимопереплетении функций
мифа и их "пучковом", целенаправленном взаимодействии. И поэтому предложенное
их деление довольно условно.
Наиболее фундаментальные функции мифа касаются его роли в формировании
мировоззрения, поскольку осмысление человеком и обществом реальности базируется
не только на научных знаниях, а на всем богатстве культуры, на вере и
убеждениях, то есть происходит посредством мифов (мифологизированных, т. е.
чувственно-образно-символически воспринимаемых, знаний). Но функции мифа не
ограничиваются сферой мировоззрения. У него есть и ролевые функции, задача
которых - поддержание традиции и непрерывности в развитии общественного
сознания любой человеческой общности в наиболее привычных для нее формах,
моделирование ее социальной организации и общественно-политической ориентации.
В данном исследовании мы предлагаем один из возможных вариантов классификации,
по которой все функции могут быть разделены на три основных группы. К ним
относятся:
1) функции универсальные, задача которых - отражение образно-символически
воспринимаемой реальности и формирование сознания;
2) функции ролевые, социально-политические, занимающиеся сохранением или
изменением, разрушением и преобразованием в обществе мифических представлений;
3) функции прикладные (инструментальные), используемые для непосредственного
воздействия на сознание.
Универсальные функции участвуют в формировании мировоззрения во всей его
полноте и многообразии, способствуя организации человеческих представлений о
мире и обществе в единую систему, органически цельную, позволяющую объединить
мир и человека в духе, а затем в своем мировоззрении системно отразить. Эта
группа включает в себя мировоззренческую и эпистемологическую функции, а также
функцию усвоения и передачи представлений массового сознания.
Вторая группа выстраивается на основе первой, обращая мировоззрение в действо,
и поэтому ее функции условно можно назвать социально-политическими. В их состав
включены функции, позволяющие обществу поддерживать в нем необходимые для его
функционирования процессы с помощью культивируемых в обществе мифов,
способствующие его развитию и выживанию, консервации и духовному
преобразованию, сохранению, изменению, разрушению и преобразованию мифических
представлений, а через них и общества. Функции, формирующие, регулирующие,
нормализующие отношения в обществе, определяющие его цели и приоритеты.
Третья группа объединяет функции прикладного характера, инструментальные,
практические функции, задача которых заключается в непосредственном воздействии
на общество и людей, на их сознание и подсознание. Функции, благодаря которым
власть, правящие элиты могут эффективно управлять массами, гарантируя
сохранение оптимальных для них отношений, безопасность общества и государства,
а массы могут этой власти по мере возможности противостоять.
Под общим названием универсальных сгруппированы функции отражения окружающего
мира в мифических (символических) формах, их формирования, усвоения и
распространения, позволяющие людям, социальным группам, обществу формировать и
усваивать определенные представления о мире и нем самом. По сути в данном
случае речь идет о всей совокупности духовного производства общества и
человека, требующего комплексного воздействия всей среды.
Универсальность мифов объясняется:
- их универсальной структурой, структурной гибкостью, способностью быть
современными и предоставлять человеку ответы, в которых органично сливаются
коллективный опыт и социальные желания;
- универсальностью (повторяемостью) социальных ситуаций, в которых оказывается
человек на разных стадиях жизни и развития, в разных странах и эпохах, и
которые мифы воспроизводят;
- универсальностью психофизических механизмов, порождающих архетипические
структуры. Их функция – актуализация в нашем сознании мифологических "начал";
актуализация "другой реальности", скрытой за внешними формами и обитающей в
наших душах. В результате, как и прежде, "великие мифические темы продолжают
повторяться в смутных глубинах психики" [165, с. 13], меняя лишь аспекты мифа и
характер его воздействия.
В свою очередь эти функции можно разделить на три группы, к которым относятся:
а) мировоззренческая функция, в своем действии охватывающая всю совокупность
рассматриваемых в рамках мировоззрения функций, с преобладанием той или иной их
стороны;
б) эпистемологическая функция, включающая в себя всевозможные аспекты отражения
окружающего мира в особых мифических формах;
в) функция усвоения и передачи отраженных массовым сознанием представлений.
Особенно важным для общества является мировоззренческая функция, посредством
которой мифы определяют и формируют человеческое сознание, как личное, так и
общественное; способствуют социализации личности, его духовной работе;
формируют целые культуры, цивилизации, их пространственно-временные