РАЗДЕЛ 2
ВЛИЯНИЕ ИДЕЙ СЛАВЯНОФИЛОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ВЗГЛЯДОВ В.С.СОЛОВЬЕВА ПО ПРОБЛЕМАМ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Кризис крепостной системы России XIX века способствовал пробуждению общественного сознания. Знания и опыт исторического развития российского государства требовали переосмысления в свете западноевропейских реформ. Так родились течения западников и славянофилов, основу разногласий которых составляли разные представления о путях развития России. Общим для славянофилов является поиск духовных основ возрождения российского народа в глубинах самобытного развития страны. Западников объединяла мысль о едином процессе исторического развития России и Западной Европы. В спорах между двумя направлениями рождается определение новой задачи философии - "поиск объединяющего начала для обоих сторон бытия" не "в самом мировом бытии,...в материальной его стороне, или в духовной..."[244, с.38], а в "высших началах жизни, господствующих над просвещением европейским" [81, с.221 - 222], "...в высочайшем Существе, отличном от мира" [244, с.39]. Восприняв идеи славянофилов В.С.Соловьев заявит, что "философия в смысле отвлеченного, исключительно теоретического познания окончила своё развитие и перешла безвозвратно в мир прошедшего" [195, с.5]. Он выдвинет к ней требование решать жизненно- практические задачи.
Совокупность тем, затронутых философией славянофилов и западников очень широка. Среди них отчетливо выделяются три основных аспекта с соответствующей им политической и общефилософской проблематикой.
Первый круг проблем определяется внутренней и внешней политикой Российского государства. Россия победила в войне 1812 г. и закрепила за собой статус великой европейской державы, но крепостная система сдерживала дальнейшее развитие страны. Крымская война выявила глубокий конфликт между политикой государства и состоянием народной жизни. "Российское государство и русская земля, правительство и народ, - писал Ю.Самарин, - так давно и так далеко разошлись друг с другом, что теперь они как будто раззнакомились..., правительство отвыкло говорить языком, для народа понятным. Под языком мы разумеем не только выбор слов и оборотов, но и самые понятия, внушаемые слушателям или предполагаемые в них... Последние манифесты, приспособленные к требованиям общественного мнения Западной Европы и... пересыпанные текстами из Священного писания, достигали до народного слуха, не проникая в его душу" [174, с.81]. Усиление консервативных начал в российском государстве, когда правящие круги заглушают великодержавным патриотизмом и национальным пафосом проблемы угнетенной личности, угнетенного сословия, угнетенной нации, побуждает интеллигенцию сосредоточить основное внимание на национальных проблемах. Заслуга славянофилов, как считал В.С.Соловьев, состоит в том, что они первыми задались вопросом о "конечной цели нашего национального существования" [221, c.205]. Русские задумываются не только над своей историей, но и над миссией своего народа в ней. Они желают понять своё "я", извлечь из праха "природные начала" и развить их [172, с.153].
Второй круг проблем связан с выбором пути, которому должна следовать Россия. Славянофилы заявляют, что "отныне развитие наше будет вполне самобытно" [172, с.153], "русское общество выросло самобытно и естественно" [81, с.206]. Западники прочили России путь западноевропейских буржуазно-либеральных реформ. Тема Россия - Запад становится ключевой в осмыслении основных задач общественного развития.
И, наконец, третий круг проблем общефилософского характера возникает в связи с "философским пробуждением" [266, с.234 - 332] в России. Длительное время русское философствование существовало в составе культурного комплекса русско-византийской духовности. В 30-40-е годы XIX в России отчетливо обнаруживается тенденция к рационально-философскому осмыслению общественной жизни. "Пробуждению, - писал Г.Флоровский, - всегда предшествует более или менее сложная историческая судьба , полный и долгий исторический опыт... - теперь он становится предметом обдумывания и обсуждения." [266, с.234]. Славянофилы определили основную тему философствования в XIX веке - поиск духовного основания для возрождения нации. "Сущность славянофильской школы, - как считает Завитневич В.С., - заключается в том, что она... специфические особенности психического строя народа признает коренным началом народной культуры. ...Такая школа могла появиться у нас лишь тогда, когда, во-первых, путем образования мы научились понимать вообще значение начал в исторической жизни народов, и когда, во-вторых, мы на основании личного опыта убедились, что жить чужим умом... рискованно... и даже просто невозможно" [58, с.361]. В XIX веке усиливается интерес к "своему" и "чужому", к национальным различиям, специфике национального характера. Указанные проблемы оказались близкими и украинской философии. Н.И.Костомаров в работе "Мысли о федеративном начале в древней Руси" задается вопросом как, "сохраняя... свою самобытность" не потерять "между собою связи и единства, выражаемого... совокупностью" [94, с.3 ]? Мысль о "единстве человеческого рода" и стремление осуществить его, - по мнению Н.Страхова, - никогда не покидала славянофилов [242, с176]. Их учение о "мудролюбии - цельности", "целомудрости" и "соборности" [249, с.11] основано на христианском универсализме и гуманизме, утверждающем не разумность человеческого существа, как это принято в западноевропейской философии, а равную нравственную ценность всех представителей рода человеческого, несмотря на различия между людьми. Славянофильской идеей восстановления "свободной общинности" вдохновляется, как заметил К.Мочульский [134, с.123], и Вл.Соловьёв. "Всё существующее имеет единство...мир есть некоторое целое...", которое не есть механизмом, "оно есть...единое абсолютное живое существо" [220, с.39 - 42].
Из поиска единых основ духовной жизни общества проистекает и основная цель исторического развития - восстановление утерянного единства. Славянофилы обеспокоены "исчезнов