Вы здесь

Моделі та інструментальні засоби управління розвитком підприємства

Автор: 
Солодовник Ганна Валеріївна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2004
Артикул:
3404U003176
129 грн
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
В разделе представлена имитационная модель функционирования предприятия. Модель включает в себя описание материальных и финансовых потоков, а также информационное представление этих потоков.
Цель создания имитационной модели функционирования предприятия - анализ работы предприятия в рыночных условиях с учетом ограниченности рынка, конкуренции на нем и существующей нормативно-правовой базы. Главная задача построения имитационной модели функционирования - дать ответ на следующие вопросы: насколько эффективно сможет работать предприятие в сложившейся рыночной ситуации, т.е. не разорится ли оно, получая валовую прибыль в размере, соответствующем его доли общего рынка, и если сможет, то какое количество денежных средств останется в распоряжении предприятия после выплаты текущих платежей.
При составлении модели были приняты следующие допущения:
а) предприятие работает в условиях рынка ограниченной емкости при наличии на нем конкуренции;
б) предприятие специализируется на выпуске продукции одного целевого назначения, для изготовления которого необходимы ресурсы нескольких видов (сюда же включаются электроэнергия, вода и т.д.);
в) предприятие имеет сеть фирменных розничных и мелко оптовых торговых точек;
г) кроме того, предприятие осуществляет оптовые поставки, которые выполняются непосредственно со складов готовой продукции.

2.1. Логистическая модель материальных потоков

В подразделе синтезируется модель предприятия, функционирующего на рынке ограниченной емкости в условиях конкуренции между предприятиями, выпускающими одинаковый или аналогичный товар. В такой ситуации производитель не может точно определить количество товара, которое будет продано за плановый период.
Зная тенденцию изменения спроса на данном рынке, основываясь на статистике спроса на предыдущих периодах функционирования и маркетинговых исследованиях, производитель может с определенной степенью точности оценивать или прогнозировать эту величину. Однако, учитывая то, что действия конкурентов ему неизвестны, реальное значение этой величины не может быть вычислено точно.
Кроме того, количество проданного товара в точках фирменной торговли неодинаково, поскольку они не равноценны, хотя бы с точки зрения их территориального расположения. Поэтому на каждом шаге моделирования необходимо вводить реальную величину спроса по каждой торговой точке. Эти величины можно задавать также на несколько шагов моделирования функциями, отражающими тенденции спроса на рынке.
Для описания логистической модели материальных потоков в дальнейшем воспользуемся подходом, предложенным Дж. Форрестером [134]. В основе модели лежат понятия уровня и темпа его изменения.
Уровень имеет значение количества денежных средств на счете предприятия, количество товара или материала на складе в фиксированный момент времени, как правило, в момент окончания планового периода. Темпы потоков определяют существующие мгновенные потоки между уровнями в производственной системе. Темпы измеряются единицами в единицу времени и отображают активность системы [134].
Чем меньше шаг моделирования , тем точнее модель описывает объект исследования, если величина этого отрезка времени стремится к нулю, то темпы описываются дифференциальными уравнениями, а уровни - интегральными. Если записать изменение i-го уровня в виде интегрального уравнения, оно будет иметь в общем случае следующий вид:

,(2.1)
где - значение i-го уровня в начальный момент времени;
- соответственно входной и выходной темпы изменения i-го уровня.
В настоящей работе для описания этих величин используются алгебраические уравнения вида:

,(2.2)
где темпы определяются как средние значения за период анализа, т.е.

,(2.3)
где - интегральное изменение величины уровня за период анализа.
Такой подход более адекватен реальной практике анализа и управления предприятием, а также нагляднее и удобнее для дальнейшей программной реализации. Значения темпов в данной модели имеют смысл усредненной величины скорости изменения уровней на конкретном плановом периоде, составляющем шагов моделирования. Шаг моделирования выбирается при настройке модели на конкретное предприятие и определяется таким образом, чтобы отражать незначительные изменения уровней и непрерывность изменения темпов в производственной системе.
Период анализа (решения уравнений) следует выбирать исходя из интенсивности производства. Так, если предприятие производит продукты питания, которые имеют небольшой срок хранения и изготавливаются из скоропортящихся компонентов, то закупка материалов для изготовления товара и завоз готовой продукции в точки фирменной торговли происходит чаще, а производственный цикл короче, чем на предприятии, выпускающем, например, промышленные товары. Следовательно, и период между решениями уравнений при моделировании функционирования первого предприятия должен быть меньше (например один день), чем при моделировании работы второго предприятия.
Кроме того, этот интервал определяется длительностью запаздываний, возникающих в процессе функционирования предприятия. Запаздывания характеризуют собой процесс преобразования, в результате которого на основе заданного темпа входящего потока устанавливается темп потока на выходе. В динамических системах, где темпы являются переменными величинами, темп исходящего потока может в различные моменты времени не совпадать с темпом входящего потока [134].
В [134] приведены показательные функции запаздываний, как простые по форме и наиболее наглядно отражающие процессы запаздывания.
Показательное запаздывание первого порядка состоит из уровня (который поглощает разность темпов входящего и исходящего потоков) и темпа исходящего потока, зависящего от величин уровня и средней длительности запаздывания (константы), темп входящего потока определяется другими