Вы здесь

Особистісні передумови культурного впливу на іншого

Автор: 
Старовойтенко Олег Олегович
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2004
Артикул:
0404U004056
129 грн
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
ЛИЧНОСТНАЯ СПЕЦИФИКА И СРЕДСТВА КУЛЬТУРНОГО ВЛИЯНИЯ
2.1. Особенности культурного влияния как формы личностного
воздействия на другого: модель феномена
Результаты социально-психологических исследований показывают, что воздействия
субъекта имеют для личности-объекта достаточно типичные последствия, зависящие
от его психической организации, сознательно- бессознательной открытости к
воздействию и субъективной ценности для него содержаний и способов оказания
воздействия [23, 24, 27]. Именно эти последствия, или эффекты, являются
«предельными» объективными критериями субъектной силы и активности источника
воздействия и, соответственно, должны выступать важнейшими основаниями
различения форм личностных воздействий как социально-психологических феноменов.
Такой подход позволяет выделить «влияние» из числа других форм личностных
воздействий.
В аспекте «эффектов для объекта» воздействия личности-субъекта могут быть
выступать в следующих формах:
1. Объект попадает в не контролируемую им внутреннюю зависимость от субъекта.
2. Объект имитирует ожидаемую субъектом реакцию в ответ на воздействие.
3. Объект принимает воздействие как основание для своего поведения или
деятельности, внутренне оставаясь независимым.
4. Объект приобретает новые личностные ресурсы, частично изменяющие его
поведение и деятельность, пролонгировано действующие в его жизни.
5. Изменяется общая личностная направленность внутренней и внешней активности
объекта, кардинально меняется смысловая основа его жизни.
Влияние представляет собой форму воздействия, вызывающую существенные
изменения структуры личности объекта, прежде всего, его ценностной сферы.
Психологическими средствами влияния являются «носители» личностных смыслов,
значимых для объекта: образы, идеи, символы, запечатленные в речи, текстах,
изображениях. Они могут относиться к репрезентациям результатов деятельности
влияющего субъекта и к репрезентациям свойств его собственной личности. Если
первые влияют на содержание и способы действий и поступков объекта, то вторые –
на его представления о своем «я» и на процессы самоидентификации. Эффект
«влияния» указывает на то, что психологическое воздействие вывело объекта за
рамки ситуации «здесь и сейчас» и наметило его дальнюю личностную перспективу.
Однако в современных социальных и психологических исследованиях достаточно
редко встречается детальное различение форм воздействия по признаку
дифференцированных «эффектов». Шире распространена тенденция, во-первых,
рассматривать основным эффектом воздействия достигнутую зависимость объекта от
субъекта и, во-вторых, либо не выделять «влияние» среди других форм воздействия
личности на другую личность, либо отождествлять воздействие и влияние.
В классической работе Ф. Зимбардо и М. Ляйппе «Социальное влияние» [27]
исследуются такие корреляты социальных воздействий: убеждение, уступчивость,
конформность, подчинение авторитету, диссонанс и самоатрибуция, социальное
обучение и обусловливание, предрассудки, невербальная коммуникация и
подпороговое внушение. Перечисленные разнородные феномены, относящиеся к
способам, техникам, эффектам влияния, показывают, что авторами не использованы
строгие теоретические критерии категоризации воздействий, выводимые, например,
из общей методологии субъектной, социальной и ценностной детерминации, и что в
понимании влияния они исходят из его ситуативных форм, не имеющих
пролонгированных результатов для объекта. Социальное влияние личности
описывается как «внесение изменений в то, как другой человек ведет себя,
чувствует себя или думает о чем-либо» [27, с. 54].
Несмотря на широту этого определения, оно, по концепции авторов, отсылает к
тем эффектам воздействий субъекта на объекта, которые объясняются в терминах
поведенческой психологии и не связаны с существенными личностными изменениями
объекта. Это касается также известных исследований С. Аша, С. Милграма, и М.
Шерифа посвященных свойствам конформизма и подчинения, приобретенным личностью
под воздействием других людей [27]. Хотя речь идет о «внутренних приобретениях»
личности в результате воздействий другого, исследовательский акцент ставится не
на них, а на технике поведенческой манипуляции, к тому же не ведущей к
позитивным эффектам в объекте. Работы, посвященные долговременным,
внутриличностным, позитивным эффектам социального воздействия вообще мало
свойственны западной психологии.
То есть, при исследовании влияния в западной психологической традиции оно
отождествляется с социальным воздействием вообще, а феномены внешнего
принуждения и постановки личности-объекта в кратковременную или длительную
зависимость от личности-субъекта рассматриваются как ведущие признаки влияния.
В отечественной психологии также распространено смешение влияния и других форм
воздействия личности на личность. В качестве характерного примера можно назвать
интерпретацию феномена влияния Е.В. Сидоренко. Автор рассматривает влияние в
качестве особого воздействия на состояние, мысли, чувства и действия другого
человека с помощью психологических средств. При этом последнему предоставляется
право и время отвечать на это воздействие [68]. Несмотря на то, что здесь
подчеркивается важность предоставления объекту воздействия свободы отвечать на
это воздействие, не рассматривается личностно-психологическое содержание
процесса воздействия.
В целом, для отечественной психологии влияния характерна та же тенденция, что и
для западной: отсутствие тонкого моделирования феномена на основе
систематизации данных о: личностных предпосылках влияния субъекта; ценностном и
смысловом содержании