Вы здесь

Соціалізація особистості молодшого школяра в процесі ігрової діяльності

Автор: 
Богінська Юлія Валеріївна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2004
Артикул:
0404U004062
129 грн
Добавить в корзину

Содержимое

ГЛАВА 2
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРЫ
2.1. Организация и ход опытно-экспериментальной работы по использованию
комплекса игр как средства социализации младших школьников
Основные теоретические идеи социализации личности младших школьников в процессе
игровой деятельности легли в основу опытно-экспериментальной работы, проводимой
в 2000-2004 гг.
На первом, констатирующем, этапе (2000 г.) изучалась и анализировалась
философская, социологическая, социально-педагогическая, психологическая
литература по проблеме социализации младших школьников; исследовался
отечественный и зарубежный опыт использования игровой деятельности как средства
социализации в условиях общеобразовательной школы. На данном этапе были
сформулированы базовые понятия и теоретические основы экспериментального
исследования; обоснованы критерии эффективности социализации младших школьников
в процессе игровой деятельности; основные положения методики проведения
педагогического эксперимента; разработаны анкеты и опросники для учителей,
учащихся и студентов.
Для решения поставленных задач на констатирующем этапе применялись следующие
методы исследования:
* анализ современной психолого-педагогической, философской и методической
литературы по проблеме исследования;
* анкетирование и опрос учителей начальной школы и молодых специалистов –
выпускников института;
* анкетирование студентов-практикантов III-V курсов факультета педагогики и
психологии;
* изучение педагогического опыта по организации и проведению игр в начальной
школе;
* педагогический консилиум, посвященный исследованию различных аспектов
социализации школьников и организации и эффективности игры в
учебно-воспитательном процессе начальной школы.
С целью ознакомления с основными подходами, концепциями и теориями,
посвященными проблемам социализации личности, различным аспектам игровой
деятельности, ее организации в начальной школе на констатирующем этапе
эксперимента был проведен анализ более 270 первоисточников. Анализ
первоисточников позволил выделить существенные признаки ключевых понятий
«социализация», «ролевая игра», «игровая деятельность». Фрагменты анализа
философской, психологической и педагогической научной литературы представлены в
приложениях А, Б. Результаты проведенного анализа позволили выделить основные
аспекты социализации младших школьников в процессе игровой деятельности,
требующие специального исследования. Такими аспектами явились:
- содержание и функции социализации личности младших школьников;
- типология игр и возможности их реализации в учебно-воспитательном процессе
начальной школы;
- особенности сюжетно-ролевой игры и ее роль в социализации личности младшего
школьника;
- особенности формирования личностно значимых для младшего школьника социальных
ролей.
С целью изучения существующего в педагогической практике состояния
использования сюжетно-ролевой игры в учебно-воспитательном процессе, уровня
подготовки практических педагогических работников и будущих учителей к
социализации младших школьников было проведено анкетирование учителей и
студентов [1 Примечание. Анкета представлена в приложении В.].
Результаты проведенного опроса 43 учителей начальных классов и 57 студентов
III–V курсов факультета педагогики и психологии Крымского государственного
гуманитарного института, свидетельствовали о том, что иногда использовали в
учебной деятельности сюжетно-ролевые и ролевые игры 23,2 % учителей и 17,5 %
студентов. Лидирующие позиции по использованию в учебно-воспитательном процессе
игр занимают подвижные игры (используют 88,3 % учителей и 91,2 %
студентов-практикантов) и дидактические (93 % учителей и 80,7 % студентов)
игры. Результаты опросов учителей начальных классов и студентов отражены в
табл. 2.1.
Таблица 2.1.
Динамика использования различных видов игр учителями начальных классов и
студентами факультета педагогики и психологии КГГИ
Респонденты
Студенты
Учителя начальных классов
Вопросы
Какие виды игр Вы наиболее часто используете в учебно-воспитательном процессе?
Сюжетно-ролевые, ролевые
17,5%
23,2%
Подвижные
88,8%
91,2%
Дидактические
93%
80,7%
Каких умений по организации и руководству игр не хватает?
Аналитических
57,6%
47,8%
Проективных
65, 9%
56,7%
Информационных
34,3%
30%
Организаторских
72,2%
56,4%
На вопрос: «Каких умений по организации и руководству игр не хватает?» были
получены следующие ответы: 57,6% всех опрашиваемых учителей считают
недостаточно сформированными аналитические умения, 72,2% - организаторские,
65,9% - проективные умения. 85,4% респондентов в качестве основной причины
недостаточного использования ролевых игр в начальной школе видят практическое
отсутствие специализированной литературы, сборников ролевых игр с
рекомендациями, а также отсутствие спецкурсов по подготовке игротехников в
системе повышения квалификации.
В ходе проведения педагогического консилиума «Факторы и средства социализации
личности» на методическом совещании учителей начальных классов
общеобразовательных средних школ г. Ялты (21.09.2001 года) и студентов III–V
курсов, направленного на выявление знаний о процессе социализации и ее
средствах были получены результаты, представленные в табл. 2.2. В ходе
педагогического консилиума в качестве средств социализации респондентами были
выделены: беседы, экскурсии, наблюдения, посещение музеев, выставок, тренинги и
различные виды игр. Как малоиспользуемые средства респондентами были отмечены
сюжетно-ролевые игры - 83,5 %