РАЗДЕЛ 2
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования
Определение арсенала методов исследования исходило из поставленных в работе
задач.
Использовались:
анализ специальной научно-методической литературы;
изучение и обобщение опыта ведущих специалистов по гандболу;
анализ видеозаписей соревновательной деятельности гандболистов;
изучение документов, регламентирующих организацию учебно-тренировочного
процесса гандболистов и нормативных требований к уровню физической
подготовленности спортсменов;
педагогический эксперимент с использованием педагогических тестов и методик,
отражающих физическое развитие спортсменов и их функциональное состояние;
методы математико-статистической обработки.
2.1.1. Анализ специальной научно-методической литературы
В перечень изучаемых литературных источников были включены работы, связанные с
проблемой управления подготовленностью спортсменов высокой квалификации. Особое
внимание уделялось вопросу управления подготовкой спортсменов через систему
комплексного контроля.
Проанализирована литература о месте физической подготовленности в общей
системе подготовки спортсменов, средства и методы, используемые при этом в
практике спорта. Внимание акцентировалось на источниках, касающихся значения
физической подготовленности для эффективности соревновательной деятельности
гандболистов, а также на состоянии вопроса о реализации комплексного контроля в
гандболе. При анализе специальной литературы основное внимание уделялось тем
современным научным представлениям, которые позволяют определить наиболее
прогрессивные взгляды на проблему управления физической подготовленностью
спортсменов.
Изучалась также литература из смежных областей науки: физиологии, педагогики,
теории и методики физического воспитания и спорта, математической статистики.
Изучение современной литературы и обобщение опыта, накопленного практикой
спорта, подтвердили актуальность избранной темы диссертационной работы и стали
основанием для определения ее цели и задач.
На основании данных литературы были выявлены возможности усовершенствования
системы комплексного контроля за физической подготовленностью гандболистов на
различных этапах макроцикла тренировки с целью оптимального управления
тренировочным процессом. Проанализировано 216 литературных источников, из
которых 27 иностранных авторов.
2.1.2. Изучение и обобщение опыта ведущих специалистов
по гандболу
Это направление работы реализовалось путем бесед с тренерами; участия в работе
учебно-методических семинаров тренеров; педагогических наблюдений за
содержанием и методикой проведения учебно-тренировочных занятий и
соревнований.
В беседах с тренерами с позиции современных данных практики спорта выяснилось
значение и место физической подготовленности гандболистов в эффективности
соревновательной деятельности, новые направления в науке и практике спорта в
совершенствовании физической подготовленности гандболистов. Результаты этой
части работы позволили определить запросы практиков спорта, убедиться в
актуальности избранной темы и уточнить постановку задач работы.
2.1.3. Анализ видеозаписей соревновательной деятельности
гандболистов
При определении этого раздела работы мы исходили из того, что только в условиях
соревнований наиболее полно раскрываются физические способности спортсмена.
Поэтому судить о значимости физической подготовленности гандболистов можно
учитывая количественные показатели их двигательной деятельности в игре с
последующим анализом, позволяющим определить основные направления развития
каждой из сторон подготовленности спортсмена и этим повлиять на подбор средств
и методов тренировки и обоснования тестов комплексного контроля [20, 41, 80,
102, 150, 155].
Проводилась видеозапись пяти игр каждой из двух обследованных нами команд на
соревнованиях чемпионата Украины. Анализировались показатели игровых действий
спортсменов, требующих проявления двигательных качеств, определяющих их
физическую подготовленность, в частности: передачи мяча, броски, ведение мяча,
ускорения, рывки в нападении, рывки в защите, прыжки, расстояние, пройденное
спортсменом в течении игры. Анализ этих данных позволил выявить запросы
практики гандбола к физической подготовленности спортсменов и наряду с анализом
данных литературы уточнить задачи диссертационной работы.
2.1.4. Определение физической подготовленности спортсменов
Физическая подготовленность спортсменов определялась с помощью педагогического
тестирования с учетом научных положений и конкретных данных, изложенных в
работах В.М. Зациорского [66], М.А. Годика [44], В.А. Запорожанова, Ф.Х.
Хоршида [64], B. Erblom [195], и документов, регламентирующих контрольные
требования к физической подготовленности гандболистов, разработанные федерацией
гандбола Государственного комитета Украины по вопросам физической культуры и
спорта.
Педагогическое тестирование, как метод исследования, эффективно лишь тогда,
когда при его использовании выдерживаются определенные требования [27, 29, 89,
167]. Наиболее важными из них являются следующие:
одним тестом определяется только одно двигательное качество, но зато хорошо и
надежно. Влияние других факторов должно быть сведено к минимуму;
тест лишь тогда признан аутентичным (подлинным), если он в достаточной степени
обладает основополагающими критериями – валидностью, надежностью и
объективностью.
Валидность (информативность) теста характеризует его прогностические
данные [43, 44, 66]. Информативность – это степень точности, с которой данный
тест измеряет качество или свойство, для оценки которого используется. Для
выявления точности теста вначале определяют
- Киев+380960830922