Вы здесь

Правовий статус установи як учасника господарських відносин

Автор: 
Булатов Євген Вікторович
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2005
Артикул:
0405U001044
129 грн
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА УЧРЕЖДЕНИЯ
В СФЕРЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
2.1. Структура хозяйственно-правового статуса учреждения
Прежде чем приступить к раскрытию основных элементов правового статуса такого
участника хозяйственных отношений как учреждение, нужно определить само понятие
правого статуса и наметить общие контуры дальнейшего исследования, уяснив
структуру хозяйственно-правового статуса учреждения.
Вопрос о содержании понятия «правовой статус» является дискуссионным в научной
литературе, но практически все исследователи согласны с тем, что обязательным
элементом правового статуса любого субъекта являются его права и обязанности.
Например, С.С. Алексеев отмечает, что когда говорят о правовом статусе лица, то
имеется в виду, что оно обладает и правосубъектностью и определённым кругом
основных прав, характеризующих его правовое положение в обществе или в данной
области общественной жизни [148, с.70]. В.К. Андреев, раскрывая содержание
правосубъектности хозяйственных органов, относит правовой статус к её
составляющим и считает, что он «определяет юридическую позицию хозяйственного
органа в системе единого народнохозяйственного комплекса, т. е. обозначает, что
субъекту принадлежат только те права и обязанности, которые «жёстко» закреплены
в законе» [149, с.5]. Относительно других элементов правового статуса, по
крайней мере в тех случаях, когда это понятие применяется к организациям,
существуют расхождения во мнениях. Одни учёные относят к их числу также цели,
задачи, функции и ответственность организации [150, с.75; 151, с.227], другие
выводят их за пределы правого статуса, полагая, в частности, что категории
целей, задач и функций не являются правовыми [152, с.564].
Автор этих строк разделяет по данному вопросу позицию Н.С. Барабашевой, внятно
сформулированную в её известной работе конца 1970-х годов, посвящённой
правовому статусу вузов в СССР. «Коль скоро правовой статус организации призван
служить юридической основой всей её деятельности, - пишет Н.С. Барабашёва, - он
не может исчерпываться правами и обязанностями, поскольку последние в отрыве от
целей, задач и функций не дают представления о содержании работы организации,
соотношении различных видов её деятельности. Правовой статус прежде всего
выражает идею полноты правого обеспечения работы данной организации,
всесторонне определяет её роль и место в соответствующей отрасли хозяйственного
и социально – культурного строительства, её положение в системе управления
отраслью» [18, с.14]. Несомненно, что категории целей, задач и функций
складываются во многих случаях вне рамок права, однако включённые в орбиту
правового регулирования, они становятся элементами правового статуса, не
утрачивая вместе с тем своей философской, политической и экономической природы.
Ответ на вопрос в какой мере цели, задачи и функции организации, в данном
случае учреждения, имеют юридический характер и соответственно входят в
структуру правового статуса, нужно искать в действующем законодательстве.
Анализ законов социально – культурной направленности, а также положений об
учреждениях различных видов однозначно указывает на тенденцию к охвату правовой
регламентацией целей, задач и функций этих некоммерческих организаций. Таким
образом, правовой статус любой организации, в т. ч. и учреждения – сложное
многокомпонентное юридическое явление.
В духе методологии, предложенной Н.С. Барабашёвой, можно выделить следующие
элементы правового статуса учреждения: 1) «программный» блок, формирующий
содержание работы учреждения (т. е. его цели и задачи); 2) порядок создания и
прекращения деятельности учреждения; 3) функции, служащие осуществлению
программы деятельности учреждения; 4) права и обязанности, необходимые для
реализации функций; 5) ответственность учреждения; 6) порядок управления
учреждением. Однако, применительно к теме настоящего исследования нас
интересует не общий правовой статус учреждения, дающий комплексную
межотраслевую характеристику организаций этой разновидности, а лишь та его
сторона, которая регулируется нормами хозяйственного права, т. е. хозяйственно
– правовой статус [1 Примечание. Разумеется, нет никаких препятствий к тому,
чтобы в рамках общего понятия правового статуса организации конкретной
разновидности вычленять его отраслевые модификации, различающиеся по своему
содержанию и элементам в зависимости от юридической природы правоотношений, в
которых такая организация может участвовать. ]
. Поэтому необходима соответствующая корректировка содержания перечисленных
выше элементов.
Бесспорно, определяющее значение для работы всех учреждений имеет программный
элемент правового статуса, включающий цели и задачи учреждения. (Замечу в
скобках, что существуют различные точки зрения по поводу соотношения данных
понятий, но наиболее аргументированной представляется точка зрения Ю.А.
Тихомирова, считающего, что цели и задачи соотносятся, как общая модель
будущего состояния и категория «нижнего» уровня, опосредующая движение целей в
более конкретных рамках [151, с.213]). Но ведь учреждения являются
нехозяйственными организациями, а значит их основные цели и задачи лежат за
пределами непосредственного хозяйственно – правового регулирования. Как
указывалось ранее, хозяйственная деятельность носит для учреждений
дополнительный, вспомогательный характер, и, следовательно, справедливым будет
утверждение о том, что в сфере хозяйствования все они решают единственную
задачу, состоящую в материально – финансовом обеспечении главной своей миссии,
не связанной с товарным производством. Таким образом, хозяйс