РАЗДЕЛ 2
ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОГО ОБРАЗА "Я" СТУДЕНТОВ
2.1. Взаимодействие двигательной и эмоционально-волевой активности
Проблема взаимодействия двигательной и эмоционально-волевой активности является предметом многочисленных исследований [86, 103, 118, 138, 224, 267, 272, 278, 297, 314 и др.].
Следует отметить, что данная проблема берет свои истоки с античного периода развития человечества. Известно, что многие мыслители Востока и Запада [2, 8, 23, 133, 240 и др.] строили свои школы на познании и использовании именно единства физической и эмоционально-волевой активности человека.
Если западные ученые того времени концентрировали свое внимание на роли этих процессов в становлении и развитии человека, то восточные создавали целые школы своих технологий по развитию человеческих возможностей. В последнем случае речь идет о специальных системах физической и эмоционально-волевой подготовки человека преодолевать жизненные препятствия.
Так, определенный интерес при изучении взаимодействия двигательной и эмоционально-волевой активности вызывают некоторые виды единоборств, вышедшие из стен монастыря Шаолинь. Как указывается в работах Д.И. Бородина [48], А.И.Загревской [102], Ким Ден Тхен [133], Т.К.Киреевой [134], В.А.Рыжова [241], А.Г. Трушкина [275], А.Френкеля [283] и других специалистов, древние китайские мастера создали уникальную систему физического воспитания, где большая роль отводилась, боевым искусствам. Они выделяли преимущества силы и выносливости, умения и ловкости, смелости и способности быстро принимать правильное решение. Мастера утверждали, что существует прямая связь между силой мышц, силой воли и силой характера.
В настоящее время восточные единоборства получили признание в большинстве стран мира. Это объясняется не только новизной, высокой эффективностью боевых действий, своеобразным мировоззрением, но и возможностью дать научное обоснование их эффективности. Так, установлено [197], что системы человеческого организма подчиняются деятельности нервной симпатической системы, возбуждение которой ведет к выделению надпочечниками гормона адреналина. Именно адреналин вызывает изменение в работе органов и систем организма и приводит их в состояние готовности к экстренной трате энергии. Это проявляется в том, что происходит отток крови от внутренних органов, усиленное кровоснабжение скелетной мускулатуры, задержка работы органов пищеварения. В кровь выбрасывается большое количество сахара, создавая наилучшие условия для работы мышц.
Проблема взаимодействия двигательной и эмоционально-волевой активности отражена также в системах психологической коррекции средствами физической культуры разрабатываемых мастерами Древней Греции. Главной задачей таких систем было достижение возможно большего проявления телесных сил и быстроты, а также душевной бодрости и терпения. Так, афинская система [134] включала в себя гимнастику и упражнения, способствующие формированию здорового, сильного, красивого тела и разностороннее развитие личности.
Из этого следует, что существует богатый исторический опыт научных знаний, накопленный за многие годы в различных странах, где культура двигательной деятельности человека рассматривается в неразрывном единстве с психикой, т.е. с его характером, волей, мышлением и др.
Продолжением такой традиции являются современные исследования (В.С. Астафьев [21], В.К.Бальсевич [28, В.В.Барцалкина [30], В.М.Смолевский, Б.К.Ивель [261], Е.Ю.Томихин [274], J.Kuhl [315] и др.), в которых показано, что волевой, сильный человек обладает более высокими способностями и возможностями в любой сфере деятельности, а физически сильный - более активен в учебе и в труде.
Опираясь на работы этих и других ученых, можно говорить о двух направлениях в изучении взаимодействия двигательной и эмоционально-волевой активности. К первому направлению можно отнести работы, в которых рассматриваются вопросы формирования эмоционально-волевой сферы личности средствами физической культуры. Ко второму - исследования, в которых определяется оптимальный для занятий физической культурой и спортом уровень развития эмоционально-волевых качеств личности.
Первое направление наиболее отчетливо реализуется в трудах А.А.Гужаловского, Е.Н.Ворсина [85], В.И. Иванова, А.В. Заярко [121], Г.В. Ложкина [169], А.И.Лук [173], Н.Б.Пасынковой [207], Ю.А.Самариной [243], В.И.Сиваковой [250] Дж. Спалдигна [264], М.И.Станкина [267], А.И.Фукиной [284], J.S.Raglin, W.R.Morgan [318] и других, где представлены результаты изучения влияния средств физической культуры на эмоционально-волевую активность.
Так, В.А.Кабачковым и Т.В.Левченко [122] на основе созданных специальных программ физической культуры, доказано, что физическое укрепление здоровья способствует гармонизации психической жизни. В их работе физическое оздоровление выступает в качестве завершающего этапа психологической помощи по принципу: "в здоровом теле - здоровый дух". Содержание этой программы способствует избеганию интеллектуальных перегрузок и повышению интереса к физкультурно-спортивным занятиям у студентов. Авторами показано, что такие занятия закрепляют уверенность в себе, решительность в действиях и поступках, повышают жизнестойкость всего организма, то есть, способствуют развитию волевых качеств.
В работах С.Г. Гагонина [77], М.И. Станкина [267], А.И.Загревской [102], J.Kuhl, J.Beckmann [316] и других утверждается, что физическая культура является одним из основных средств формирования студента в ВУЗе и может служить для положительной коррекции его личности, помогая ему понять себя, свои возможности и творчески подходить к решению любой жизненной ситуации. Отличительной особенностью физической нагрузки в сравнении со многими другими видами двигательной деятельности является то, что она всегда требует преодоления тех или иных трудностей, вызывающих эмоциональный диссонанс организма. Это объясняется выраженной стороной таких волевых качеств, как ц
- Киев+380960830922