Вы здесь

Колористика в системі композиційних засобів архітектури модерна в Україні

Автор: 
Селищева Ірина Іванівна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2007
Артикул:
0407U001476
129 грн
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2

ОСОБЕННОСТИ КОЛОРИСТИКИ МОДЕРНА В АРХИТЕКТУРЕ ВОСТОЧНОГО, ЦЕНТРАЛЬНОГО И ЮЖНОГО РЕГИОНОВ УКРАИНЫ

В исследуемый период восточные, центральные и южные регионы Украины территориально входили в состав Российской империи, а западные в Австоро-Венгерскую - это оказало влияние на социально-политическую жизнь и культуру в целом. Во всех трех крупных регионах восточной и южной Украины архитектура модерна развивалась на основе идеологии западноевропейского модерна. В архитектуре Украины модерн представлен тремя ветвями. Декоративная ветвь формируется в конце XIX века, национально-романтическая ветвь в 1900-х годах ХХ века и рационалистическая ветвь формируется с 1908-1910-х годах ХХ века. В крупном центре восточных областей Украины, городе Харькове было обследовано 53 объекта архитектуры всех трех ветвей модерна. В центральных областях, а именно в городах Киев, Полтава было обследовано 25 объектов всех трех ветвей модерна. Модерн в южных областях, представленных Одессой, Днепропетровском, не был популярен в силу мощных классических традиций. В этих городах было обследовано 8 объектов архитектуры модерна. В западных областях было обследовано 99 объектов, представляющих три ветви архитектуры сецессии (модерна).
Из исследований Т.Ф. Гайдук [34], В.И. Каменского [72], С. К. Лемешева [92], Т. Николаевой [113], И. Прониной [123], А.В. Ярошенко [196] выяснено, что общие принципы формирования региональной этнической колористики прослеживаются в народном костюме, декоративно-прикладном искусстве и в народной архитектуре Слобожанщины, Приднепровья и Юга Украины. В основе колористики общего фона стен зданий лежат оттенки теплых коричнево-охристых тонов в сочетании с белым. Эти цвета, в основном реализуются местными природными материалами: глиной, соломой, камнем, деревом. Присутствием этих материалов обеспечивается связь колористики архитектуры с колористикой окружающей природной среды: зелени и сине-голубого неба. Обратимся к утверждениям Т. Гайдук: "В зоне Приднепровья, где исторически сложился центр национальной культуры Киевской Руси, наиболее сильными оказались колористические традиции, связанные с символикой цветового канона раннего восточного христианства, особенно в росписях наличников и ставен. Основной фон стены - белый мел по глине с добавлением синьки или зеленки. Торцы - побелка с добавлением желтой или оранжевой глины. Тыловой фасад функционально покрыт атмосферостойкой глиной цвета охры или коричневого, красно-коричневого. Глинами отделывается и призьба. Детали окон расписываются масляными красками. В росписях применяются красный, синий, голубой, белый цвета, охра золотистая. Таким образом, в этом регионе равноценно сочетались как местные природные материалы-цветоносители (глина, ржаная солома, лоза камыш), которые дают теплые насыщенные цвета, так и привозные краски ярких насыщенных цветов". [34, c.148]. Далее Т. Ф. Гайдук пишет: "Палитра колористики народного жилища южного района Украины сложилась преимущественно под влиянием естественной колористики местных строительных материалов, прежде всего - природного камня: известняка, туфа, песчаника, гранита. Наличие местных огнеупорных глин проявилось в колорстике черепичных крыш (красно-коричневый, оранжевый). Резкие светлотные контрасты общего фона стены (светло-желтого, голубого, светло-оранжевого) и деталей (красный, черный, синий, коричневый) обусловлены, очевидно, большой яркостью естественного освещения, при которой цвета зрительно "выгорают". В засушливых степных районах Украины на фасадах появляется богатый растительный орнамент, построенный на контрастной насыщенной цветовой гамме (синий, красный, желтый, зеленый, черный, белый). Это единственная климатическая зона на Украине, где в орнаменте деталей появляется зеленый цвет. Для Слободской Украины характерно сочетание естественного цвета глины, которой обмазывался деревянный каркас дома и соломы, которой покрывалась крыша с побелкой южного фасада с синим, красным, коричневым цветами деталей окон. Широкая палитра естественных цветов местных глин: желтых, светло-коричневых, охристых "требовала" контрастных к ним синих, сине-зеленых. Эти краски были привозными и покупались на базаре у китайцев или чумаков". [34, с.149] Сумируя ообщие принципы формирования региональной колористики народного жилища Приднепровья, Слобожанщины, Юга и Подолья Т.Ф. Гайдук делает вывод, что в основе колористики общего фона стен зданий лежат оттенки теплых тонов в сочетании с белым. [34, c.150]. Цвет интенсивно использовался в народном костюме и выполнял определенные функции. Исследователь традиции национального украинского костюма Т.А. Николаева пишет: "Важливою етнічною, соціальнною, естетичною ознакою був колір матеріалив, котрі використовувалися для народного одягу. Використовуючи декоративну функцію, колір, як і орнамент, виступав засобом вираження народного світогляду, психології, смаку. Колір був своєрідною образною мовою, втілюючи поняття чистоти, благородства, сили, довголіття, родючості, символюзував людські почуття: радість, сум, кохання тощо. Колір народного одягу перебував у гармонії з навколишньою природою, відбиваючи такі уявлення, пов`язані з нею,як білий світ, червоне сонце, чорна ніч і т.ін. Колористика в одязі зберігається найбільш стійко; тому-то колір матеріалів має важлтве значення для висвітлювання питань етногенезу, етнічної історії, етнокультурних взаємовпливів. У давньослов`янському одязі найпоширенішими були білий колір і різні відтінки червоного. Саме білий і червоний кольори переважали у традиційних однотонних та орнаментованих тканинах східних слов`ян до кінця ХІХ - початку ХХ ст". [113, с. 142]. Тамара Николаева конкретизирует цветовые предпочтения в вышевке: "Наприкінці ХІХ - на початку ХХ століття на Черніговщині на Полтавщині переважала монохромна орнаментація. У першому випадку превалював червоний колір, у другому - вишивання білою або трохи підфарбованними у різні відтінки лляними нитками. Для Киїївщини, Черкащини, частково Поділля характерна двокольоров