РАЗДЕЛ 2
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
2.1. Методы исследования
Для решения поставленных в работе задач использовались следующие методы
исследования:
Анализ специальной научно-методической литературы.
Педагогические наблюдения.
Антропометрия.
Педагогическое тестирование.
Миотонометрия.
Фотометрия.
Педагогический эксперимент.
Методы математической статистики.
2.1.1. Анализ специальной научно-методической литературы.
Изучение литературных источников проводилось с целью выявления фактических
предпосылок постановки проблемы, формирования гипотезы, составления и
объяснения полученного первичного материала. В рассматриваемых источниках,
касающихся теории и методики спортивной тренировки, методологии научных
исследований в спорте, физической и технической подготовки волейболистов.
Особенное внимание уделялось изучению физического развития и вопросов
скоростно-силовой подготовленности волейболистов 15 – 17 лет различных игровых
амплуа, а также методике построения учебно-тренировочного процесса в
подготовительном периоде годичного цикла подготовки. Изучение специальной
литературы позволило обобщить данные по изучаемой проблеме и получить
представление о состоянии исследуемого вопроса.
2.1.2. Педагогические наблюдения
Педагогические наблюдения проводились в естественных условиях на
учебно-тренировочных занятиях, также в процессе соревновательной деятельности
волейболистов на этапе специализированной базовой подготовки. Узловые проблемы
повышения скоростно-силовой подготовленности, педагогического контроля игроков
различных игровых амплуа обсуждались с тренерами по волейболу.
Анализ соревновательной деятельности позволил нам определить количество
выполняемых технических действий волейболистами каждого игрового амплуа. Всего
было проанализировано 15 игр Всеукраинских соревнований детской лиги по
волейболу среди юношей 1988 – 1989 года рождения, проходившего в городе
Чернигове 9 – 14.11.2004 г. Нами было подсчитано количество выполняемых
технических действий у 210 волейболистов различных игровых амплуа.
2.1.3. Антропометрия
Метод антропометрии использовался для измерения размеров тела и его частей.
Антропометрическое измерение проводилось согласно общепринятым положениям и
требованиям в антропологии [103]
Антропометрические измерения включали исследования следующих показателей: длина
тела, масса тела, обхватные размеры (грудной клетки на выдохе и на вдохе, плеча
в покое и в изотоническом напряжении, предплечья, бедра, голени), продольные
размеры (длина нижней конечности, длина верхней конечности).
Исследования проводились с использованием измерительного оборудования:
ростомер (точность – 0,5 см);
медицинские весы (точность – 10 г);
сантиметровая лента (точность – 0,5 см).
Антропометрические измерения осуществлялись для каждого испытуемого в положении
стоя. Результаты измерений заносились в индивидуальную анкету
антропометрических обследований испытуемого [24].
2.1.4. Педагогическое тестирование
Педагогическое тестирование проводилось для определения силовой и
скоростно-силовой подготовленности волейболистов. Нами использовались следующие
тесты, рекомендованные учебной программой для ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ [32]:
прыжок в высоту с места, прыжок в высоту с разбега, см – определялась высота
прыжка по разнице между результатом, зафиксированным в положении стоя с
вытянутой вверх рукой, и отметкой касания;
прыжок в длину с места, см;
приседание в течение 20 с – подсчитывалось количество приседаний;
выпрыгивание из приседа в течение 20 с – подсчитывалось количество прыжков;
сгибание туловища в сед из положения лежа на спине в течение 20 с –
подсчитывалось количество сгибаний;
кистевая динамометрия правой (левой) руки, кг;
становая динамометрия, кг – регистрировались показатели разгибателей мышц спины
и ног;
количество подтягиваний на перекладине в висе хватом сверху;
сгибание-разгибание рук от пола в упоре лежа;
метание набивного мяча весом 1 кг сидя, стоя, и в прыжке на дальность, м;
бег с изменением направления 6Ч5 м, с. Старт от лицевой линии до линии
нападения. Бег обратно с поочередным касанием рукой разметки 5 раз.
Регистрировалось время пробегания в секундах;
бег с изменением направления 92 м, с. На волейбольной площадке располагаются
семь набивных мячей весом 1 кг, на расстоянии один метр от середины лицевой
линии ставится первый набивной мяч, откуда и производится старт к остальным
набивным мячам, размещенным по углам волейбольной площадки, а также на
пересечении лини нападения с боковой линией. По сигналу спортсмен начинает бег
к набивным мячам, касаясь их рукой и возвращаясь в исходное положение от каждой
из шести отметок последовательно [32].
Измерения в каждом двигательном тесте проводились в 3 попытках. Для последующих
расчетов брался лучший результат. Чтобы исключить возможность влияния
утомления, между отдельными измерениями давались интервалы для отдыха,
достаточные для восстановления и готовности к повторному выполнению работы.
2.1.5. Миотонометрия
С целью определения характеристик упруго-вязких свойств скелетных мышц
волейболистов 15 – 17 лет использовался метод миотонометрии.
Миотонометрия – это метод определения биомеханических свойств скелетных мышц
человека.
Для регистрации показателей, характеризующих тонус мышц нижних конечностей
волейболистов использовался механический пружинный миотонометр Сирмаи. Принцип
действия его основан на глубине погружения металлического стержня в ткани: чем
мягче ткань, тем больше глубина погружения. Его возможности позволяют получить
срочную информацию о состоянии исследуемых мышц [30, 107, 108].
При
- Киев+380960830922