Вы здесь

Формування програми розвитку матеріально-технічної бази морського торговельного порту

Автор: 
Купрієнко Сергій Васильович
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2008
Артикул:
3408U002757
129 грн
Добавить в корзину

Содержимое

<p>РАЗДЕЛ 2 <br />ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ <br />МОРСКОГО ТОРГОВОГО ПОРТА<br /> 2.1. Концептуальная модель процесса развития материально-технической базы порта<br /> <br /> Современные рыночные отношения субъектов транспортной системы определяют необходимость постоянного развития морских торговых портов, совершенствования их деятельности, достижения больших мощностей, снижения себестоимости, обеспечения устойчивой и надежной работы. Это обусловливается:<br />* требованиями и предпочтениями клиентов (судовладельцев, грузовладельцев и других);<br />* динамично изменяющейся структурой грузопотоков;<br />* появлением новых технологий, связанных с производственными процессами, и постоянно усложняющимся информационным обеспечением;<br />* вступлением в силу новых законодательных актов, регулирующих работу транспортных предприятий;<br />* форс-мажорными обстоятельствами.<br /> Практика решения вопросов развития портового хозяйства в нашей стране и за рубежом указывает на необходимость разработки комплексных программ, которые реализуются через соответствующий набор проектов и носят как тактический, так и стратегический характер. Проекты призваны обеспечивать обоснованное решение, учитывающее весь комплекс технических, экономических и законодательных требований, для эксплуатации объекта с максимально возможной производительностью. <br /> В силу большой сложности порта как производственно-экономической системы классические методы прикладной математики часто не дают желаемого результата. Однако их применение не только возможно, но и целесообразно на отдельных этапах процесса принятия решения о программе развития порта.<br /> Проблемы совершенствования деятельности МТП должны решаться с позиций системного анализа, то есть необходимо рассматривать проблему как элемент системы. <br /> Как ранее отмечалось (см. п.1.3) в литературе, и в практической деятельности встречаются решения, связанные с совершенствованием отдельных направлений производственной деятельности порта. Вместе с тем не учитывается взаимодействие порта с конкурентами и необходимость поддерживать и повышать конкурентоспособность, которая должна соответствовать новым тенденциям глобализации мировой торговли и производства [72-77]. Это обуславливает необходимость разработки концептуальной модели формирования программы развития порта, направленной на повышение конкурентоспособности как отдельных подразделений (терминалов), так и порта в целом. При этом должно быть учтено влияние существующих и потенциальных конкурентов на функционирование портовой инфраструктуры (рис. 2.3). <br /> Предлагаемая модель формирования программы развития морского торгового порта характеризуется следующими отличительными особенностями:<br />* является комплексной, т.е. учитывает как интересы отдельных подразделений (терминалов), так и порта в целом;<br />* объединяет и развивает достоинства отдельных решений в этой области и нивелирует недостатки;<br />* базируется на сложившейся реальной ситуации на рынке и учитывает прогноз дальнейшего его развития.<br /> <br /> <br /> <br /> <br /> <br /> <br /> <br /> <br /> <br /> <br /> <br /> <br /> <br /> <br /> <br /> <br /> <br /> <br /> <br /> <br /> <br /><br /><br />Рис. 2.3. Концептуальная модель функционального описания процесса формирования программы развития МТП<br /> <br /> Установлено, что в качестве инициаторов отдельных проектов программы могут выступать:<br />* общегосударственные и региональные руководящие органы (Министерство транспорта и связи, отдельные его подразделения, органы местного самоуправления);<br />* руководство и специалисты порта;<br />* сторонние инвесторы (крупные судовладельцы, грузовладельцы, финансовые структуры).<br /> Главной целью, которую ставят перед собой все вышеуказанные инициаторы реализации проектов развития, является повышение эффективности использования имущества и финансовых средств. Достижение этой цели невозможно без: привлечения новых грузопотоков, повышения качества предоставляемых услуг, улучшения условий труда и жизни работников порта (рис. 2.4).<br /> <br /> <br /> <br /> <br /> <br /> <br /> <br /> <br /> <br /> <br /> <br /> <br /> <br /> <br /> <br /> <br /> <br /> <br /> <br /> <br /> <br /> <br /> <br /> <br /> <br /> <br /> <br /> <br /> <br />Рис. 2.4. Инициаторы реализации проектов развития порта и их цели<br /> <br /> Предполагается, что все идеи, связанные с проектами развития, должны концентрироваться и анализироваться в первую очередь в порту. Это связано с тем, что МТП в настоящее время является самостоятельным предприятием, определяющим стратегию своего развития и повышения эффективности производственной деятельности. <br /> <br /> 2.2. Комплексное исследование рынка услуг морских торговых портов<br /> <br /> 2.2.1. Объекты и последовательность проведения комплексного исследования.<br /> Одним из ключевых вопросов в модели формирования программы развития порта является исследование совокупности объектов и факторов, непосредственно воздействующих на возможность порта привлекать и обслуживать своих клиентов (рис.2.5) [78].<br /> <br /> <br /> <br /> <br /> <br /> <br /> <br /> <br /> <br /> <br /> <br /> <br /> <br /> <br /> <br /> <br /> <br />Рис. 2.5. Объекты детального изучения в рамках комплексного исследования услуг МТП <br /> Так, объектами для проведения комплексного исследования рынка портовых услуг являются:<br />* поставщики материалов, необходимых для выполнения портом своих функций;<br />* клиенты МТП - грузовладельцы, судовладельцы или их представители (агенты и экспедиторы);<br />* конкуренты - морские торговые порты, которые могут предоставлять схожий набор услуг. <br /> В ходе исследования:<br />* разрабатывается прогноз величины объемов грузопотоков, как для государства в целом, так и для отдельных регионов;<br />* проводится анализ конкуренции, который включает в себя изучение правового поля, уровней, а также сил определяющих конкуренцию;<br />* выполняется оценка конкуренкурентоспособности для рассматриваемых морских торговых портов-конкурентов (рис. 2.6).<br /> Рассматриваемое комплексное исследов</p>