ГЛАВА 2
МЕТОДЫ, КОНТИНГЕНТЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ 
И МАТЕРИАЛЫ (ИСТОЧНИКИ) ИССЛЕДОВАНИЯ
 2.1 Методы исследования
 Методическое обеспечение исследования распадается на несколько страт - в соответствии с методологическими уровнями исследования. Однако, во избежание построения сложной иерархии, просто обозначим основные группы задействованных методов.
 Формальные требования и реалии повседневного отправления клинической практики заставляют обратиться к следующим группам методов: клинические, инструментально-функциональные и математические. Сложноподчиненная структура объектно-предметной сферы настоящего исследования вынуждает ввести еще две группы: формально-логические и медико-социологические. 
 Клинические методы были представлены академическими клинико-психопатологическими и неврологическими, несколько различаясь для каждого контингента обследованных.
 Инструментально-функциональные методы включали ЭЭГ, ЭхоЭГ и РЭГ.
 К математическим были отнесены методы обработки результатов (клинико-статистический анализ). 
 Формально-логические - как науковедческие, так и документально-библиографические - методы в целом ассимилированы различными процедурами компетиционно-сентенционного архив-анализа практик, и, в частности, КДЭ-анализа, в силу чего подробно останавливаться на них не имеет смысла.
 В науковедческой части исследования мы придерживались критериев включения / исключения признаков, основываясь на сущностных дефинициях понятий науки, дисциплины, профессии, специальности.
 Наука - социальный институт и сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении и включающая в себя все условия и моменты этого производства: ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда; научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование; методы научно-исследовательской работы, понятийный и категориальный аппарат, систему научной информации, а также всю сумму наличных знаний, выступающих в качестве либо предпосылки, либо средства, либо результата научного производства.
 Дисциплина - самостоятельная отрасль какой-либо науки с необходимыми атрибутами.
 Профессия - род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы.
 Специальность - отрасль производства, практики, техники и т. п. как область чьей-то деятельности, работы или учебы.
 Социологические исследования вплотную примыкают к психофеноменологическим. Эти исследования всегда ориентированы на социо-психические структуры - что видно уже по конструкции любой анкеты; их склонность к ассимиляции психологических конструктов (будь то поведенческие маркеры, индикаторы мотиваций, шкалы удовлетворенности, определители мнений и т. п.) чрезвычайно высока.
 Формально же из социологических методов были выбраны: наблюдение (включенное, структурированное), традиционный и контент-анализ документов, метод экспертных оценок, а также ряд специальных медико-социологических методов.
 Еще одна, важнейшая, роль клинических и инструментально-функциональных методов - проведение дифференциальной диагностики, преследующей цели отграничения патологических, нозологических и синдромальных форм, лежащих в сфере клинической компетенции психотерапии, от состояний, подлежащих курации в клиниках психиатрии и неврологии.
 Несмотря на то, что методически исследование в области психотерапии должно соответствовать общему плану технологии исследований в области психо(нейро)дисциплин, совершенно очевидно, что ни клинико-психопатологическое исследование, ни экспериментально-психологическое, ни традиционное неврологическое не отвечают специфике психотерапии.
 Более того - диагностика, проведенная в одном из названных ракурсов, и завершившаяся постановкой нозологического медицинского (психиатрического или неврологического) либо некоего "психологического" диагноза (заключения), не дает оснований для полноценного развертывания психотерапии: психиатрический диагноз, не говоря уже о неврологическом, психотерапию чаще всего исключает, а диагноз "психологический" переводит ее в плоскость психокоррекции - той ее разновидности, которая апеллирует ко всевозможным областям психофеноменологического дискурса, кроме необходимой в данном случае клинико-нейробиологической.
 В то же время, если взять какие-то частные, лишенные методической агрессивности методики этих достаточно отграниченных и крупных методических стратегий, и использовать в подчиненном целям психотерапии виде, то в итоге возможно получить результаты, на основании которых допустимо строить теорию и практику психотерапии,- более того, они приближают к непосредственно психотерапевтической диагностике и ее результату - ФДПД.
 В данном случае речь прежде всего идет об использовании процедуры сбора психоанамнеза и элементов нейровегетативного исследования.
 К ним примыкают методы этологического (рафинированная, снабженная глоссарием и набором правил экзегетики диагностика поведения по В.П. Самохвалову [457]) и патоперсонологического исследований (идентификация личности пациента и идентификация личности психотерапевта), нейропсихологического эксперимента, а также исследований клинико-фармакологических - анализ терапевтического ФФ и психофармакологические пробы (фон экспериментальный).
 Использовались и специальные, разработанные в рамках понятийного поля интрадисциплинарной концепции психотерапии или модифицированные методы, которые составили собственно психотерапевтический пласт методов исследования и легли в основу процедуры психотерапевтической диагностики. Их можно было бы определить как клинико-психофеноменологические, или психометодологические, методы. Это: психотерапевтическое собеседование; специальные диагностические (феноменные) приемы; диагностика КПЭС; клинико-культуральное исследование.
 Отдельную группу составили подчиненные методы мнестологические, метод
- Киев+380960830922