Вы здесь

Методична система рівневої підготовки майбутніх інженерів-програмістів за спеціальністю "Інформатика"

Автор: 
Сейдаметова Зарема Сейдаліївна
Тип работы: 
Дис. докт. наук
Год: 
2008
Артикул:
0508U000044
129 грн
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
ЭЛЕКТИВНОСТЬ, КРЕДИТЫ И ТЕСТЫ – ИНСТРУМЕНТАРИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ТРАЕКТОРИИ
2.1. Мировые кредитно-трансферные системы высшего образования
Болонский процесс поставил перед высшим образованием задачи, тесно связанные с
формированием единого общеевропейского пространства высшего образования,
создания понятных всем правил взаимодействия университетов и образовательных
пространств различных стран Европы. Все начиналось с Сорбонской встречи
представителей четырех стран – Франции, Италии, Германии, Великобритании, на
которой обсуждались перспективы создания общеевропейского образовательного
пространства. Позже на конференции в Болонье (1999 г.) представители 29 стран
наметили мероприятия по общеевропейскому образовательному сотрудничеству.
Болонская декларация [578], [579] в содержательном плане представляет основные
направления деятельности, а также координирует действия в сфере образования и
намеченные мероприятия.
Деятельность с учетом Болонской декларации дает возможность высшим учебным
заведениям Украины не только выходить на международный рынок труда, но и
позволяет модернизировать постсоветское высшее образование, используя
международный опыт организации учебного процесса с целью повышения качества
подготовки специалистов.
В основных задачах, сформулированных в Болонской декларации, особое значение
придается обеспечению открытости национальных систем образования, мобильности
студентов, открытости рынков труда. Для достижения этого предлагаются такие
инструменты, как европейская кредитно-трансферная система (European Credit
Transfer System – ECTS) и общеевропейское Приложение к дипломам [496]. В
пособиях и монографиях ведущих специалистов сферы высшего образования Украины
[64], [140], [182], [183], [246], [392] представлены основные документы,
имеющие отношение к Болонскому процессу. В публикациях российских ученых [77],
[81], [82], [83], [84], [370], [388], [438], [439] обсуждаются вопросы,
касающиеся технической стороны Болонского процесса, адаптации инструментов
кредитно-трансферных систем к российскому высшему образованию. В [25], [26],
[45], [171], [173], [180], [290], [306], [347], [359], [360], [378], [379],
[381], [456], [465], [466], [497] [501], [502], [503], [515], [559], [560],
[572], [580], [581], [589] приведено описание европейской кредитно-трансферной
системы и механизмов ее использования университетами.
Болонская кредитно-трансферная система широко обсуждается в странах СНГ и
служит образцом для отечественных разработок. Однако в мире существуют
множество других кредитно-трансферных систем высшего образования.
В данном разделе описаны некоторые кредитно-трансферные системы различных стран
и университетов.
2.1.1. Европейская кредитно-трансферная система
(European Credit Transfer System – ECTS)
Европейское пространство высшего образования, продекларированное в Болонье в
1999 году, стимулирует страны-участницы этого процесса к реформированию систем
высшего образования. Одной из таких реформ является внедрение в учебный процесс
вузов кредитной технологии ECTS [496], предлагаемой в качестве инструмента
учета академической нагрузки студента. Перед украинским образовательным
сообществом сейчас остро стоят вопросы адаптации ECTS к реалиям отечественного
образования. Система ECTS была разработана по одной из программ Европейского
союза SOCRATES/ERASMUS (1988–1995 гг.). Она испытывалась в течение шести лет по
пилотной схеме. В этом эксперименте участвовали 145 университетов из стран
Европейского союза по пяти академическим направлениям:
бизнес-администрирование, химия, история, инженерная механика и медицина. В
дальнейшем ECTS была рекомендована к широкому использованию высшими учебными
заведениями. Система ECTS показала себя эффективным инструментом,
способствующим структуризации учебных планов университетов различных стран для
обеспечения их совместимости, открытости национальных систем образования,
свободному перемещению студентов из одного университета в другой.
Кредит системы ECTS – это число, соответствующее единицам дисциплины для
характеристики академической нагрузки студента. Кредит отражает объем
необходимой работы над каждым курсом в общем объеме работы академического
обучения в университете (лекции, практические/лабораторные работы, семинары,
самостоятельная работа, экзамены и другие формы контроля знаний), являясь при
этом относительной величиной учебной нагрузки студента. В системе ECTS один год
обучения соответствует 60 кредитам; 30 кредитов – семестр, а если это триместр,
то 20 кредитов.
Основными элементами системы ECTS являются:
Информационное обеспечение.
Университет, в котором действует система ECTS, готовит ежегодно обновляемый
информационный пакет, содержащий описание всех курсов, предлагаемых в
университете. Кроме того, в нем имеются общие сведения об университете,
проживании студентов, административных процедурах, необходимых для регистрации
на посещение занятий, и академический календарь. В этот пакет также включаются
описание порядка приема, типы курсов, методики преподавания, величины кредитов
по каждой дисциплине, их структура, названия факультетов и
отделений/департаментов, условия проведения экзаменов, методика оценивания
знаний, степени и звания, присваиваемые по окончании университета.
Соглашение между университетом и студентами.
Эта процедура необходима для предоставления студенту университета, входящего в
систему ECTS, возможности прослушивания какого-либо курса в другом европейском
вузе, также находящемся в этой системе.
Система кредитов для количественной характеристики академических к