Вы здесь

Художник и время. Вопросы семантики в музыкальной поэтике Д. Шостаковича

Автор: 
Лазарева Наталья Ивановна
Тип работы: 
кандидатская
Год: 
1999
Количество страниц: 
185
Артикул:
1000260486
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

СОДЕРЖАНИЕ
Введение ........................................ 3
Глава 1. ВРЕМЯ И ХУДОЖНИК: СТИЛЕВОЙ ДИАЛОГ
В МУЗЫКЕ ШОСТАКОВИЧА................................ 20
Глава 2. СЕМАНТИЧЕСКАЯ РОЛЬ ЦИТАТЫ, АЛЛЮЗИИ
И АВТОСИМВОЛИКИ В ТВОРЧЕСТВЕ ШОСТАКОВИЧА............ 91
Глава 3. МУЗЫКАЛЬНЫЙ АВТОПОРТРЕТ В КОНТЕКСТЕ
ПРОБЛЕМЫ «ХУДОЖНИК И ВРЕМЯ»........................ 120
Заключение...................................... 152
Нотные примеры.................:............... 159
Литература...................................... 170
3
ВВЕДЕНИЕ
Уходящий в историю XX век обогатил отечественную и мировую музыкальную культуру крупнейшими творческими личностями, масштабы которых позволяют поставить их в один ряд с композиторами-классиками прошлых столетий.
Среди творцов русской музыки завершившегося столетия особая роль принадлежит тем, кто не только создавал ярко индивидуальный стиль, но и определил в мировом музыкальном пространстве направление и характер стилевых исканий одной из сложнейших эпох в истории человечества. Лидеры отечественной культуры инициировали новый уровень творческого сознания в музыкальном искусстве, аккумулировали то наиболее ценное и значимое, что было накоплено многовековым опытом. Но не только. Несмотря на острейшие социальные катаклизмы (а скорее вопреки им) гении отечественной культуры создали нетленные образцы, золотой фонд сочинений, которые вывели русскую музыку к неизведанным берегам.
В ряду выдающихся мастеров отечественной музыки XX века особое место принадлежит Дмитрию Шостаковичу. Устойчивый интерес к его творчеству, проявившийся в равной степени как со стороны музыкантов-про-фессионалов, так и слушателей, определяется многими факторами. Это не только присутствие в музыке композитора комплекса черт, характеризующих феномен неповторимости авторского стиля. Главная причина притягательности искусства Шостаковича кроется в неисчерпаемой глубине и многоас-пектности его содержания, реализующихся в сочинениях Мастера через систему явных и скрытых смыслов.
Будучи свидетелем и трагической жертвой репрессивного режима, Шостакович воспринимал новейшую историю своей страны как цепь глубоких социальных потрясений. Композитор стремился найти ответы на мучитель-
17
Особенно глубоко и многоаспектно этот вопрос раскрывается в публикациях М. Арановского (3-12), внесшего значительную лепту в разработку проблемы музыкальной семантики и семиотики творчества Шостаковича, в постижение глубинных смыслов его музыки. Здесь следует подчеркнуть значение новейших исследований музыковеда, в частности, «Музыкальные „антиутопии“ Шостаковича», «Симфония и время». С разных позиций к этой теме выходят отечественные и зарубежные авторы статей, опубликованных в сборниках, вышедших к 90-летию Шостаковича в Москве (составитель Е. Долинская) (180) и Санкт-Петербурге (составитель Л. Ковнацкая) (179), ибо постоянно возникает стремление ответить на вопросы: что внесла музыкальная символика (шире — музыкальная поэтика) в отражение эпохи Шостаковича, как время запечатлелось в концепциях «сейсмографа цепи трагедий» XX века, что было главным в феномене творчества автора пятнадцати симфоний? Однако, как справедливо заключает М. Арановский, «вряд ли эти вопросы получат окончательные ответы, ибо искусство гения неисчерпаемо» (9, 275). И все же поиски во всех названных сферах продолжаются.
Пока не существует единого труда, обобщающего семантические и знаковые явления в музыкальной поэтике Шостаковича, рассматривающего их и как сложившуюся систему, и в динамическом развитии. Заполнению в возможной мере этого пробела и посвящено настоящее исследование.
Итак, в стремлении отразить реалии современной жизни, а также в обращении к вечным философским проблемам бытия, Шостакович приходит к необходимости наполнить свою музыкальную речь определенной семантикой, дающей слушателю возможность ориентированности в художественных замыслах.
В концепциях инструментальных драм, где Мастер открыто выражает свое неприятие и осуждение антигуманных проявлений, он редко прибегает к приемам тайнописи. Иную позицию Шостакович занимает в тех случаях, когда на приоритетные позиции выдвигается необходимость личной оценки
18
происходящего. Склонность к эзотерике, смысловому камуфляжу неизбежны для художника, творящего в контексте постоянного цензурноидеологического прессинга. Работая в условиях духовной несвободы, Шостакович создал арсенал семантических приемов-шифров, среди которых главная роль принадлежит музыкальной автосимволике — монограмме, близкой ей по значению ритмической формуле Ш,а также автоцитате. Ряд инструментальных драм Шостаковича объединяет в себе весь сложный комплекс семантических знаков, позволивший создать на его основе обобщенную философскую концепцию, смысловой парадигмой которой становится тема «Художник и время». В концентрированном выражении она воплотилась в Восьмом квартете, Десятой и Пятнадцатой симфониях, Альтовой сонате. Следует учитывать и тот фактор, что современный кругозор позволяет оценивать знаки тайнописи Шостаковича иначе, чем их воспринимали современники. Новая художественно-стилевая целостность искусства XX века как «расколотого единства» (М. Арановский) теперь может быть более многоаспектно воспринята через комплекс концептуально-мировоззренческих и семантико-ассоциативных взаимодействий.
В этой связи основная цель данной работы заключается в попытке выработки целостного взгляда на важнейшие составляющие семантического пласта в музыкальной поэтике Шостаковича (в эволюции их стабильных и мобильных проявлений).
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
- наметить параметры стилевого диалога Шостаковича с музыкальным искусством прошлых эпох на уровне идей, образных и эмоциональных взаимодействий, родства технических приемов;
- определить музыкальную автосимволику Шостаковича как цепь потаенных знаковых факторов творчества, установить их смысловое толкование;
- классифицировать основные содержательные модели автопортрета в различных видах искусства в их исторической эволюции;