Вы здесь

Художественное проектирование печатного текстильного рисунка с использованием фототехнологий

Автор: 
Бесчастнов Петр Николаевич
Тип работы: 
кандидатская
Год: 
2003
Количество страниц: 
341
Артикул:
133941
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

2
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ ............................................... 4
ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ ФОТОИСКУССТВА И НАЧАЛО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕГО ДОСТИЖЕНИЙ ПРИ СОЗДАНИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА .............................................. 13
1. Возникновение и развитие художественной фотографии.
Начальные формы фотографики .......................... 14
2. Начало широкого использования специальных фотоотпечатков при проектировании предметов декоративно-прикладного искусства и в художественном образовании ............. 21
3. Опыты по созданию фотоорнаментов и орнаментальных фотокомпозиций художниками первой трети XX века ...... 27
Выводы по материалу главы ...............................43
ГЛАВА II. МЕТОДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТЕКСТИЛЬНОГО ПЕЧАТНОГО РИСУНКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФОТОТЕХНОЛОГИЙ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА ................................................ 44
1. Начало прямого внедрения фототехнологий в процесс проектирования печатного рисунка ..................... 45
2. Развитие фотографики и ее влияние на проектирование орнаментальных композиций ............................ 57
3. Основные печатные текстильные технологии и методы получения текстильного фоторисунка для воспроизведения
его в печати на ткани ................................ 82
Выводы по материалу главы ...............................94
ГЛАВА III. НОВЫЕ ПРОЕКТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ФОТОТЕХНОЛОГИИ В ПРОЕКТИРОВАНИИ ПЕЧАТНОГО ТЕКСТИЛЬНОГО РИСУНКА С ПРИМЕНЕНИЕМ КОМПЬЮТЕР-
3
НОЙ ТЕХНИКИ ......................................... 95
1. Цифровая фототехника и ее применение в художественном проектировании текстильного рисунка ................. 96
2. Методы и приемы компьютерной обработки фотографической информации и их возможности в художественном проектировании текстильного рисунка ................... 108
3. Современные достижения и пути совершенствования автоматизированного художественного проектирования текстильного печатного рисунка ..................... 124
Выводы по материалу главы ........................... 137
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ........................................ 139
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .................... 141
ПРИЛОЖЕНИЕ .......................................... 155
33
городской лестницы. Мы приводим эту фотографию на рис.31. Фотографирование сверху позволило усилить ритм залитых солнцем ступеней и поместить фигуру женщины в созданное освещением полосатое поле фона. С точки зрения орнамента это можно трактовать как биологический мотив в геометрически организованном поле. Опыт работы в орнаменте говорит о том, что совмещение в единой композиции “живых” форм и “мертвой” геометрии бывает успешным только в работах выдающихся художников. Такие работы, балансирующие на грани “жесткого и мягкого”, есть только в японском орнаменте и орнаменте европейского модерна, но там и геометрия фона и биомотив - рисованные и их сложные связи найдены кистью художника. В оптической фотографии не постановочного плана найти гармоничный баланс форм крайне сложно. Возможно, что удача в создании данной фотографии основана на огромном опыте А.М.Родченко в области фотомонтажа. К орнаментально-фактурным поискам на пути выявления новых выразительных средств искусства следует отнести фотографию замощенной улицы, в которой булыжники на проезжей части образуют фактурный орнамент, контрастирующий с ритмом теней от проходящих по гладкому тротуару людей (рис.32). Анализ фотографий был проведен как на основе многочисленных публикаций работ мастера [91, 92, 93, 94, 95 и др.], так и на основе работ из архива семьи А.М.Родченко.
Быстрое развитие фотомонтажа можно считать бесспорным достижением 1920-1930-х годов. Сопоставление фотокадров вначале было опробовано в кино в виде монтажа кинопленки и перешло в фотокомпозицию на плоскости как в виде монтажа только фотографий, так и в виде композиций из фотографий и рисованных элементов. При преобладании рисованных элементов такую работу скорее можно называть фотоколлажем, но в 1920-е - начале 1930-х годов увлечение фотоискусством и искусством кино было настолько сильным, что то, что делалось тогда в области создания сложных многоплановых композиций из отдельных
34
фотографий, называлось только фотомонтажем.
Фотомонтаж использовался при создании: книжных и журнальных обложек, иллюстраций, плакатов, оформления улиц городов, промышленной графики и орнаментальных композиций. В те годы были определены и практически отработаны основные направления искусства фотомонтажа, которые были развиты в последующие периоды. Современный текстильный орнамент и особенно текстильный рекламный рисунок, получившие дополнительный скачок в развитии в последнее двадцатилетие, только начинают полноценно использовать наработанное европейскими фотохудожниками до второй мировой войны. Интерес к 1920-1930-м годам вызван и тем, что фотомонтаж в то время был очень гра-фичен и имел четкую хорошо видимую конструкцию. Это необычайно точно согласуется с поисками в текстильной рекламной графике конца XX - начале XXI века.
Композиции на текстильных изделиях (майках, футболках, "толстовках”, куртках и т.д.) должны быть хорошо читаемы на расстоянии и быстро запоминаться, так как времени для рассмотрения изображений на одежде движущегося человека очень немного. Развитие фототехники и появление компьютерных технологий, конечно, внесло свои коррективы, но не изменило основных принципов работы.
В России интересующий нас монтаж фотографий использовали
А.М.Родченко, Г.Г.Клуцис, Л.М.Лисицкий, В.Ф.Степанова, Л.С.Полова, С.Сенькин, Е.Семенова, А.Левин и др. В странах Западной Европы необходимо выделить деятельность И.Иттена и творчество Д.Хортфильда.
Фотомонтаж в советском искусстве становится одним из передовых направлений в творчестве и активно поддерживается на страницах журналов. "Под фотомонтажем мы разумеем использование фотографического снимка как изобразительного средства. Комбинация фотоснимков заменяет композицию графических изображений. Смысл этой замены в