СОДЕРЖАНИЕ.
Стр.
ВВЕДЕНИЕ..........................................................4
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ ... 9 ГЛ.. Сфера обслуживания - составная часть единого народнохозяйственного комплекса страны ... .9
1.2. Теоретические основы системного анализа отрас-
левого комплекса автотехобслуживания .... 19
1.3. Методика экономико-географического исследования территориальной организации автотех-
Обслуживанйя:..,................................36
Глава П. ОСОБЕННОСТИ И ФАКТОРЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
АВТОТЕХОБСЛУЖИВАНИЯ ................................ 50
2.1. Классификация и экономико-географическая характеристика факторов развития автотехобслуживания .............................................50
2.2. Анализ взаимодействия факторов с целью прогнозирования развития отраслевого территориального комплекса аЕТОтехобелукивания ... 68
2.3. Автомобилизация населения как условие разви-
тия аЕтотехобслуживания и особенности ее территориальной организации в республике ... 81
Глава Ш. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОТРАСЛЕВОГО КОМПЛЕКСА АВТОТЕХОБСЛУЖИВАНИЯ В УССР................................III
3.1. Функционально-территориальная структура отраслевого комплекса автотехобслуживания . . III
3.2. Территориальная организация подсистемы по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, принадлежащих гравданам . .115
Стр.
3.3. Территориальная организация вспомагательной и дополнительной подсистем автотехобслужи-
вания...............................................138
Глава 1У. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОТРАСЛЕВОГО КОМПЛЕКСА АВТОТЕХОБСЛУЖИВАНИЯ ..................................................143
4.1. Методические положения совершенствования сети предприятий автотехобслуживания на перспективу...........................................143
4.2. Моделирование территориального развития предприятий автотехобслуживания на перспективный период......................................148
4.3. Совершенствование территориальной организации обслуживания автотуристов на дорогах
УССР.............................................158
ВЫВОЛЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ..............................................170
ЛИТЕРАТУРА........................................................176
ПРИЛОЖЕНИЕ........................................................190
24
ваши с целью ее совершенствования [50; 54; 98]. Надо отметить, что эти задачи тесно связаны друг с другом: уровень обслуживания, определяемый полнотой набора услуг, их доступностью для потребителя, предполагает рациональную территориальную организацию предприятий обслуживания. Для обоих направлений важное значение имеет оценка местных условий и силы их влияния на развитие исследуемого объекта.
Вопросы комплексного развития сферы обслуживания невозможно решить без учета особенностей функционирования входящих в нее отраслей, поскольку специфика производства услут в различных отраслях находит свое выражение и в их территориальной организации. Именно учетом этих специфических особенностей обусловлена необходимость проведения отраслевых исследований, которые дополняют, углубляют и конкретизируют исследования комплексные.
Как отмечал Ю.Г.Саушкин, "территориальная организация сферы обслуживания выражается в том, чтобы ее "точки" были так взаимно расположены друг к другу, к населенным пунктам и жилым кварталам, к устойчивым потокам людей в течение дня и т.п., чтобы вся совокупность этих "точек" наилучшим образом удовлетворяла потребности людей, способствовала наименьшему расходованию сил, времени, средств, учитывала в своем размещении разнообразие потребностей и вкусов населения" [109, 225-226]. Отсюда следует вывод, что территориальная организация сферы обслуживания и ее отраслей характе-• ризуется взаимодействием предприятий сферы обслуживания с населением в системах расселения.
Желание осмыслить эту пространственную взаимосвязь привело к созданию ступенчатой системы в организации сферы обслуживания городского И сельского населения, в основу которой положен ПРИНЦИП иерархичности услуг. В свою очередь иерархичность услуг, основанная на частоте спроса: повседневные - низший ранг, периодические -
25
средний, эпизодические - высший [144, 83], находит свое выражение в иерархичности центров обслуживания. В УССР сложилась вось-миступенчатая иерархия центров обслуживания: от небольших сел, где есть одно или несколько предприятий услуг низшего ранга до столицы республики (табл.1).
Таблица I
Взаимосвязь систем расселения и обслуживания на территории УССР
Типы систем расселения
!
Типы систем обслуживания
Типы центров !Иерархия обслуживания .'центров об-!служивания,
!номер ступе-!ни
Региональная Общая Республиканский 2
Межобластные 3
Групповая Локальная Областные 4
Межрайонные 5
Местная Местная Районные 6
Местные 7
Первичная Первичные 8
Рядовые села -
пункты обслужива-
ния (1-2 пред-
приятия сферы об-
служивания низ-
шего ранга) 9
Принцип иерархичности положен в основу выделенных И.В.Никольским, И.Т.Твердохлебовым, В.М.Юрковским общих закономерностей территориальной организации сферы обслуживания [89, 74]. Территориальная организация автотехобслуживания в основном подчиняется указанным закономерностям, однако специфика услуг накладывает на
- Киев+380960830922