Ви є тут

Информационная потребность как фактор социализации личности

Автор: 
Киселев Николай Николаевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1998
Артикул:
1000186539
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ.
Введение......................................................С. 3
Глава 1. ИШРМАЩННАЯ ПОТРЕБНОСТЬ: ПОНЯТИЕ И СПЕЦИФИКА....
...................................................С. 12
1.1. Категориальный анализ понятия потребности.........С.12
1.2. Информация как фактор развития и
становления личности...............................С. 25
1.3. Специфика инфопотребности в системе социогенных потребностей................................С. 49
Глава 2. ИНФОПОТГЁБНОСТь В ПРОЦЕССЕ СОЦИАШЗАЦИЙ............С. 62
2.1. Генезис и динамика инфопотребности................С. 62
2.2. Йнфомеханизм социализации.........................С. 76
2.3. Реализация развивающего потенциала инфопотребности в процессе социализации.................С.96
2.4. Проблемы и перспективы развития инфопотребности.........................................С.НО
Заключение......................................................С. 117
Библиография....................................................с. 121
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современное общество столкнулось с радикальными изменениями в области производства, распространения и усвоения информации. Наступил век глобальной информационной революции, когда характер информации, способы ее передачи и ее роль в жизни общества подвергаются глубоким изменениям. Соотношение между материальным производством и производством информации постоянно изменяется в пользу последнего, что приводит к изменению самого характера современного общества. Многие страны мира переживают процесс трансформации от индустриального к постиндустриальному, информационному типу общества. Характер этих перемен еще не до конца ясен, но они требуют серьезного переосмысления наших прежних представлений о взаимоотношениях человека и информации.
Такова общая ситуация. В России и на всей территории СНГ на глобальную информационную революцию накладывается еще и беспрецедентный количественный и качественный скачок в структуре информационных процессов. Если взвесить все изменения, произошедшие на территории бывшего СССР за последние 12 лет, то следует признать, что перемены в информационном пространстве являются, пожалуй, наиболее радикальными. С информационной точки зрения люди сегодня существуют в новом мире, закономерности которого еще предстоит осмыслить. Можно говорить о принципиально новой инфоситуации. Задача социологического анализа социальных процессов в изменившейся информационной среде представляется чрезвычайно важной. А особенно когда речь идет об инфопотребности, являющейся гарантом
- 12 -
Глава 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОТРЕБНОСТЬ: ПОНЯТИЕ И
СПЕЦИФИКА.
Сама постановка вопроса об инфопотребности может показаться проблематичной. Действительно, на уровне обыденного сознания мы порой не ставим нужду в информации в один ряд с нуждой в питании, жилье, одежде и т.п. Некоторые воспринимают потребность в информации как нечто второстепенное, попутное, подчиненное удовлетворению других потребностей. Необходимо ответить на вопрос о том, является ли инфопотребность реальной потребностью в истинном смысле этого слова. Для этого, в первую очередь, нужно определить, что же такое потребность.
1.1. Категориальный анализ понятия потребности.
Живая природа отличается от неживой тем, что любой ее организм обладает потребностями, реагируя на то, что в данный момент для него необходимо. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направляя на поиск того, что требуется. Именно поэтому феномен потребности достоин пристального внимания.
Анализ и разработка категории потребности осуществляются социологическими, философскими, биологическими, экономи-
- 13 -
ческими и психологическими науками. Для содержательной характеристики категории "потребность'’ следует привлечь ряд социально-философских, социологических и психологических понятий. К таким понятиям можно отнести следующие: содержание потребности, ее модальность, направленность, интенсивность, способы удовлетворения, периодичность возникновения, субъективно-объектная специфика, развитие, регуляция, мотив, достижение и др. В философском смысле потребность определяется как состояние, обусловленное неудовлетворенностью требований организма, необходимых для его нормальной жизнедеятельности, и направленное на устранение этой неудовлетворенности. Потребность предполагает нужду в предмете потребности. /184, 353/. Гегель определял потребность как чувствуемое противоречие, которое переходит в деятельность. /45, 393/.
Ряд определений понятия "потребность" строится вокруг термина "необходимость". Часто потребность определяется как состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности. /138, 287/. По
Д.Н.Узнадзе это понятие касается всего, что является нужным для живого организма, но чем он в данный момент не обладает. /178, 366/.
А.В.Введенов характеризует потребность как нужду человека в том, что обеспечивает ему возможность существования как живого организма и что обеспечивает возможность существования как личности. /128, 14/.
Другие авторы связывают понятие потребности с понятиями "сохранение" и "развитие". Л. И. Божович определяет потреб-