Ви є тут

Архитектура усадеб Царского берега в Крыму в XIX - начале ХХ вв.

Автор: 
Манцыгина Инна Васильевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1999
Артикул:
1000265456
179 грн
Додати в кошик

Вміст

-2-
АРХИТЕКТУРА УСАДЕБ «ЦАРСКОГО БЕРЕГА» В КРЫМУ
в XIX - нач. XX вв.
ТОМ I
ВВЕДЕНИЕ.......................................................... 4
ГЛАВА I. ОБЩИЙ ОБЗОР ПОЭТАПНОГО РАЗВИТИЯ УСАДЕБНОГО
ЗОДЧЕСТВА В РАЙОНЕ ЛИВАДИЯ-МИСХОР.......................15
l.-§ 1. Природно-географическая ситуация
в районе Ливадия-Мисхор...................................15
I.-§ 2. Историческая обусловленность этапов эволюции усадеб 18
Выводы к главе I..........................................30
ГЛАВА И. УСАДЬБЫ ПЕРВОГО - РАННЕГО ЭТАПА
(1824-1853 гг.).........................................31
II.-§ 1. Имение «Корсиз* кн. Голицыной A.C. (1824-1838 гг.).......31
II.-§ 2. Имение «Александрия-Гаспра» кн. Голицына А. Н.
(1829-1844 гг.), имение гр. Паниных (1867-1919 гг.).......38
11.—§ 3. Имение «Софиевка-Мисхор* кн. Нарышкина Л. А.
(1824-1846 гг.), имение гр. Шуваловых и кн. Долгоруких
(1847-1919 гг.)...........................................49
II.-§ 4. Мисхорский парк, включающий два имения:
Имение гр. Шувалова П. П. (середина и втор. пол. XIX в.)
Имение кн. Юсупова, гр. Сумарокова-Эльстон Ф. Ф.
(нач. XX в.)..............................................57
II.-§ 5. Имение «Орианда» имп. Александра I (1825 г.)
Имение имп. Александры Федоровны (1837-1860 гг.)
Имение В. К. Константина Николаевича (1860-1892 гг.)......61
Выводы к главе II.........................................70
-3-
ГЛАВА III. УСАДЬБЫ ПОЗДНЕГО ПЕРИОДА - ВТОРОГО
И ТРЕТЬЕГО ЭТАПОВ (1860-1880 гг. и 1895-1920 гг.) ... 72 III.-§ 1. Имение «Ай-Тодор» Великих Князей Михаила Николаевича
и Александра Михайловича (1869-1919 гг.)................ 72
Ш.-§ 2. Имение «Дюльбер* Великого Князя Петра Николаевича
(1894-1919 гг.)......................................... 82
III.-§ 3. Имение «Чаир» Великого Князя Николая Николаевича (младшего). (1902-1919 гг.)
Имение «Барбо-Христо* г. К. Крамаржа (1904-1919 гг.) 93
III.-§ 4. Имение «Харакс» Великого Князя Георгия Михайловича
(1900-1919 гг.).........................................103
III.-§ 5. Имение «Кореиз* князя Юсупова, графа Сумарокова-
Эльстон Ф Ф. (1867-1919 гг.)............................114
III.-§ 6. Имение «Кичкенэ» Великого Князя Дмитрия Копстантиновича
(1912-1919 гг.).........................................124
III.-§ 7. Имение «Ливадия» императоров Александра II,
Александра III. Николая II (1860-1919 гг.)..............131
III.-§ 8. Формирование системы зонирования архитектурно-ландшафтной
среды района Ливадия-Мисхор к 1920 году.................146
Выводы к главе III......................................152
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................153
ПРИМЕЧАНИЯ.....................................................161
БИБЛИОГРАФИЯ...................................................203
ТОМ II
ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ
1. Перечень иллюстраций.........................................219
2. Иллюстрации в количестве 175 шт..............................236
3. Приложение, генпланы бывших усадеб...........................405
39
и чертежи их мало отличаются от «почерка» Ф. Эльсона, кроме того, один и тот же архитектор может выполнять различные работы в различной подаче. Единственным источником, также не указывающим точного имени автора, но сужающим число претендентов до двух, является письмо владельца. князя Голицына, а барону Беркгейму: «Вам. вероятно, известно, что мой план дома не удался: у меня требуют слишком огромную сумму для его исполнения, и я решился ждать плана, заказанного княгинею Воронцовскому архитектору, сообразно с местностью, и в котором мне можно будет сделать некоторые изменения по моему вкусу и образу жизни» (59, стр. 434). «Во-ронцовских архитекторов» в это время было два - Филипп Эльсон, трудившийся в Крыму с 1824 по 1834 год, и Вильям Гунт, прибывший в Алупкин-ское поместье графа Воронцова непосредственно для руководства строительными работами по возведению дворца на основании готового проекта Эдуарда Блора. В 1830-х - 1840-х гг. В. Гунт возглавлял строительство самых значительных дворцовых построек данного района, и отдельные сооружения возводил по собственным чертежам (175. стр. 87). В советских изданиях болсс позднего периода авторы, без ссылок на какие-либо источники, относят авторство Гаспринского дворца к его строителю. Вильяму Гунту (прим. 37-39). Действительно, Гунт явился главным действующим лицом в строительстве, но проект-идея, вероятнее всего, принадлежал Филиппу Эльсону.
Благоустройство поместья «Гаспра», или »Александрия*, как называл его сам владелец, началось со строительства дворца. На первых изображениях поместья, относящихся к 1836-1837 годам (илл. 21), наряду с дворцом видны и более ранние, глинобитные татарские сакли, похожие на хлев, о которых упоминает Симферопольский губернатор А. И. Казначеев в письме к Ю. Н. Бартеневу от 9 марта 1842 г.: «...порядочно воздвигать здания недавно стали, прежде все строилось на глине, а не на извести, и очень небрежно. Оттого иногда случается, что купивши жилье, надобно его сломать, да построить новое». (78. стр. 122). В контрасте этих сооружений - «дворцов и хижин» - отразились глубинные различия восточной и западной культур.
40-
Гаспринский дворец в XIX в. именовался «замком* (прим. 40), что справедливо отражает суровую неприступность его главного фасада, обращенного к парадной въездной площади. В Гаспре, так же. как и в одновременно строившемся Алупкинском дворце, большое внимание было уделено созданию индивидуального облика архитектурного сооружения. Высокое каменное двухэтажное здание в псевдоготическом стиле, с двумя мощными восьмигранными башнями, фланкирующими плоскость северного фасада, оставляет отпечаток в зрительной памяти благодаря своему силуэту и крупным членениям форм. Конструктивная схема здания достаточно проста: прямоугольный симметричный объем, имеющий с юга. за счет рельефа, высокий цоколь, перекрыт вальмовой кровлей, акцентирован двумя угловыми башнями с севера и центральной выступающей лоджией с юга. Соотношения крупных геометрических масс гармоничны и пропорционально выверены, особенно очевидно это на прямых, без ракурса, изображениях южного и северного фасадов (илл. 24. 25). Крупная пластика фасадов зрительно нивелирует четкую прямоугольность плана, и с различных точек зрения сооружение предстает многогранным, многоплановым объемом (илл. 22, 23, 30). Ясная объемно-пространственная композиция строится на четкости плана (илл. 29).
Впервые в структуре южнобережного дворца, вслед за Алупкинским дворцом, появляется главный холл-гостиная, как центр всей композиции. В ♦ Гаспре» готическому залу предшествовал большой зал-фойе, выходящий окнами к северной площади, а с обратной, южной стороны, к нему примыкал протяженный зимний сад. пересекая который можно выйти на открытую террасу-перголу. увитую глицинией. Далее две лестницы в виде каре обрамляли небольшой открытый внутренний дворик, в стене которого, по оси симметрии всего здания был устроен пристенный фонтан с мраморной маской льва, из которой лился чистый поток воды в миниатюрный мраморный бассейн. У восточной и западной стен дворика размешались белые мраморные скамьи, на трехступенчатых парапетах лестниц - мраморные вазоны (илл. 34, 35).