Ви є тут

Концепция ценностей В. П. Тугаринова и ценностная проблематика в отечественной социологии (60 - 90-ые годы ХХ века)

Автор: 
ХмыроваПруель Ирина Борисовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
270734
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...........................................3-11
ГЛАВА 1. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
КОНЦЕПЦИИ ЦЕННОСТЕЙ В.П. ТУГАРИНОВА.....12-84
1.1. Определение ценностей и ценностного о шошения.14 -43
1.2. Классификация ценностей: ценности жизни, культуры и социальные ценности................................................................43 - 66
1.3. Человек как ценность..........................66 - 84
ГЛАВА 2. РАЗВИ ТИЕ КОНЦЕПЦИИ ЦЕННОСТЕЙ
В.П. ТУГАРИНОВА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ
(60- 90-ые годы)...................................85 - 154
2.1. Категоризация ценностей в отечесгвеной социологиии.....................85 - 107
2.2. Социологичские исследования социальных ценностей......................107 - 133
2.3. Эволюция ценностного подхода в отечественной
социологии.........................................133 -154
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................155 -160
ЛИТЕРАТУРА.........................................161-177
Источники: работы В.П.Тугаринова 161 - 163
Литература по проблеме ценостей.....................163 - 177
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования Человек в повседневном миро для своих собственных практических нужд постоянно проводит отбор тех или иных материальных и духовных благ. Этот процесс отбора сопровождается сопоставлением и сравнением этих благ, их оценкой. Предметы окружающего мира раскрываются человеку как носители ценностных свойств. 'Го, что эти предметы выступают перед человеком в качестве таковых откачает, что в них выражается и общественная природа человеческого бытия, и социальная сущность человека, и то что эти предметы включены в условия общественного бытия самого человека. Способность ценностей удовлетворял. жизненные потребности человека свидетельствуют не только в пользу того, что в любом социальном обьектс проявляются определенные общественные отношения, но и то, что овладение человеком ценностями связано с освоением реального общественного мира, производством и воспроизвело вом определенных жизненных условий.
Опенка присуща и способам теоретического отражения различных форм практической жизнедсяісльности - науке, се различным отраслям. Поэтому ценностный подход ныне реализуется и в методологии познания общества. Анализ ценностной проблематики считается в совремсных условиях актуальной задачей социологии, ибо но системе ценностей можно судить и о состоянии конкретного общества, и о его потенциале, и о перспективах его развития. Очевидно, что в условиях преобразования самою общества, способов человеческого существования ценностная проблематика всегда приобретает дополнительну ю акту альность.
3
и т.п.), обоснованной принципиально иным способом.12 Справедливо критикуя западных мыслителей за их тезис, будто описательная наука не может ничего сказать о человеке. О.Г. Дробницкий опасался, что формирующейся ценностный подход в отечественной литературе станет антитезой подходу научному.
«Маркс, - пишет Дробницкий, - восстанавливает тезис классической буржуазной философии о единстве субъекта и предметного мира, но представляет это единство совсем иным, чем просветители или Гегель. Человек не есть просто часть природы или ступенька в развитии универсальной необходимое™ мироздания. Человек в своем отношении к миру выступает как практичсски-деятслънос существо, преобразующее природу в своих специфически человеческих полях и одновременно по собственным законам природы. Это тождество субъективно-человеческого и объективно-естественного возможно лишь благодаря
I
универсальности человечекой деятельности, которая, однако, не есть ее изначально данная характеристика, а реализусгся лишь исторически в процессе построения «очеловеченной» природы и человеческого общества».13 Поскольку познание объективных законов истории уясняет сущностные интересы человека, и наоборот, определение человеком своего субъектного отношения к существующему обществу и его историческому- изменению составляет момент в движении объективной необходимости истории, то при такой постановке проблемы, полагает О.Г. Дробницкий, не остается места для некоего особого ценностною - аспекта действительности или для се специального рассмотрения под этим - аксиологическим - утлом зрения.14
Таким образом, в постановке вопроса о необходимости марксистской теории ценностей Дробницкий видит то же самое противопоставление науки и ценностного подхода, который должен быть обоснован иным,
12 Там же. С. 36.
13 Там же. С. 39.
16
по сравнению с наукой, способом, т.е. противопоставление, присущее современному буржуазному мировоззрению. Он считает, что материалистический взгляд на историю исключает это противопоставление и поэтому марксистская аксиология неправомерна.
Отрицая в целом научное значение марксистской теории ценностей. О.Г. Дробницкий не отрицал существования ценностною отношения, наличия в сознании человека представления о ценностях. Он полагал, ЧТО «МОЖНО выделить ценностное отношение как ОДИН ИЗ MOMCirTOB разностороннего отношения человека к окружающему миру».15 Однако, по его мнению, ценностные категории суть простое переименование давно известных марксизм)' проблем и понятий, «житейская терминология», порождение эмоций, «выспреннее звучание», «красоты стиля», выражение обыденного сознания.16
Ценностное отношение, но мнению Дробницкого, существует лишь в
ч ч
обыденном, но нс в научном сознании, ибо марксизм преодолел различение познавательного и ценностного отношения своем учении об общественно-исторической практике.
О.Г. Дробницкий отвергал и предложенную В.II. Тугаринов!,im схему: познание - оценка - практика, приводя в ее опровержение известное положение марксизма, что люди начинают с производства. Признавая, что теоретическое отношение человека к миру составляв'! момент практического освоения и преобразования им мира»,'т этот автор утверждал, что ценностное отношение выступает как «заменитель, суррогат действительного духовно-практического освоения мира»,11 что исторический материализм «не нуждается в ценностном дополнении именно потому, что идеалы и цели человека здесь включены в самое
14 Там же. С. 39.
15 Человек в социалистическом и буржуазном обществе. Симпозиум (Доклады и сообщена ). М, 1966. С. 5.
16 Там же. С. 7-8.
"Там же. С 17-18.
“ Там же. С. 19. 17