Ви є тут

Девиантное поведение студентов в учебном процессе

Автор: 
Крылова Марина Алексеевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
271451
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
2
Введение............................................................3
ГЛАВА 1. Особенности девиантного поведения студентов в учебном процессе...........................................................13
§ 1. Методология изучения девиантного поведения.................13
§ 2. Особенности проявления девиантного поведения в учебном процессе........................................................28
§ 3. Мотивация девиантного поведения студентов..................50
ГЛАВА II. Конфликт как сущность девиантною поведения и условия
его преодоления....................................................77
§ 1. Конфликт и его проявления в условиях девиации..............77
§ 2. Разрешение конфликтов. Социальный контроль и саморегуляция
студентов с девиантным поведением.................................104
Заключение........................................................141
Список литературы.................................................149
сти, двойственности отклонений в молодежной среде, раскрытия мотивационного механизма вариативного поведения личности.
Социальный статус и роль студенчества в обществе требуют постоянного внимания к изучению девиации в его среде. Студенчество как элитарная социальная группа молодежи характеризуется высокой степенью социальной активности. В социокультурной реальности ее осваиваются и продуцируются авангардные, пограничные ценности и нормы поведения. Их анализ предполагает моделирование прогнозируемого (ожидаемого) поведения в будущем влиятельных групп в сферах менеджмента, политической, культурной, профессиональной деятельности.
Профессиональные, духовно-нравственные ориентации студенчества приобретают устойчивый характер, в первую очередь, в их учебной деятельности. Существенным представляется анализ в учебном повелении студентов тех элементов, которые определяют функционирование адаптационного механизма к меняющимся социальным условиям. Первично-девиантный тип поведения предстает как сложное, многоаспектное явление со своей атрибутикой, включающей мотивационную систему, специфические конфликтные отношения. Данный тип поведения лангируется на будущую профессиональную деятельность личности. Важно исследование способов минимизации негативных последствий девиации в учебном поведении студентов. Они связаны с совершенствованием форм социального контроля и саморегуляцией личности, с введением инновационных методов и приемов работы со студентами.
Степень разработанности проблемы
Анализ девиации опирается на философские, психологические, прими нологические традиции, связанные с именами Аристотеля, Ф.Аквинского, Т.Гоббса, К.Германа, П.Джекобса, Л.Кетле, Ч.Ломброзо, Г.Лебона,
З.Фрейда, У.Шслдона.
Теоретическую основу изучения первичной девиации составляют идеи Г.Беккера, М.Вебера, Э.Гидденса, Э.Дюркгейма, Р.Дарендорфа,
16
сущностью общежития, а не какой-либо законодательной конвенцией. Эти нормы определяются как безусловные. Вторую группу норм составляют условные нормы. Это такие образцы поведения и деятельности, которые считаются должными, хотя у других народов, в другие времена они могут считаться патологическими, противоправными.
Все безусловные и условные нормы делятся, в свою очередь, на официальные и неофициальные. Кроме того, любая социальная норма может быть истинной и ложной.
Если истинная норма верно отражает объективное значение для общества данного типа поведения или деятельности как наносящего или не наносящего ему вреда, то ложная норма - это такая условная норма (официальная или неофициальная), в которой неверно отображено отношение данного типа поведения или деятельности к общественному благу.
Следовательно, истинность или ложность той или иной нормы не устанавливается чьей-либо точкой зрения. Ее критерием выступает общественная практика.
Все безусловные нормы являются истинными и образуют нормативный фундамент человеческого общежития. Условные же нормы могут быть как истинными, так и ложными. Однако часть условных норм может не иметь истинность значений. Это так называемые «истинностнонейтральные» нормы. Их примером может служить разрешение или запрещение гомосексуализма или проституции.
Подобная позиция учитывает лишь функционирование социальнонормативной системы, однако следует принимать во внимание процессы развития и качественных изменений социальных систем, когда одни и те же поступки, действия, отношения оцениваются с позиции наличной нормативной системы как социально вредные, антисоциальные, в то время как с позиции будущего являются социально полезными, прогрессивными. Так, предпринимательство, индивидуализм в поведенческой ориентации десяток лет назад оценивались как отклонения от советского образа жизни.
17
Сейчас это становится нормой. Кроме того, изменение оценок социального поведения в нормативной системе может быть связано с углублением социального познания, развитием науки.
Ученые, изучая социальные нормы, справедливо обращают внимание на то, что норма и отклонение - парные категории. Невозможно исследовать социальные отклонения в отрыве от норм, о нарушении которых идет речь. Сложность структуры социальных норм, процессы их ииститу-циализации, противоречивость между нормой и результатом се действия определяют широкую вариативность в определении отклонения от социальных норм.
В этих условиях для отечественной социологической школы характерно строительство «каркаса» понятийного аппарата, позволяющего авторам с общих концептуальных позиций непротиворечиво описать социальные отклонения, оценив их социальную значимость. В качестве примера приведем два типа классификации отклоняющегося от социальных норм поведения, используемых в научных работах. Наиболее ранней является классификация, предложенная В.Афанасьевым и И.Маточкиным, в которой авторами делается попытка развести понятия, характеризующие отклоняющееся поведение1. Ими выделяются:
1. Социально-нейтральное поведение - включает новые, еще незрелые социальные отношения, которые в силу неясности, не-сформированности не могут быть предметом нормативного регулирования.
2. Антисоциальное поведение - включает направленность против урегулированных социальными нормами отношений. Это поведение, при котором субъект осознает антнсоциальность своих действий и нарушение определенной социальной нормы.
1 Афанасьев B.C., Маточкин И.В. К вопросу о понятии антисоциального поведения // Вестник МГУ. Серия .М>17. Социология. 1973. - Выи. 3.