Ви є тут

Формирование духовной культуры современной студенческой молодежи : Социологический анализ

Автор: 
Лясникова Юлия Владимировна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2003
Артикул:
274116
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения молодежной
духовной культуры
1.1. Социология культуры как теория исследования молодежной субкультуры
1.2. Методологические подходы к изучению духовной культуры студенческой молодежи
1.3. Культурологический подход к определению понятия «студенческая молодежь»
Глава 2. Социологические проблемы формирования духовной культуры студенческой молодежи
2.1. Социокультурная классификация феноменов духовной культуры студенческой молодежи
2.2. Социальные факторы формирования духовной культуры студенческой молодежи
Заключение Список литерату ры
Введение
Актуальность исследования. Произошедшие за последние десятилетия глобальные изменения в российском обществе затронули все сферы жизни: экономику, политику, социальные институты и духовные отношения. Молодежь как субъект социальных и духовных отношений на современном этапе переосмысления культурных ценностей имеет свою специфику и особенности. Среди них наиболее важной сущностной характеристикой данного субъекта является культурная социализация, профессиональное и гражданское становление. Формирование духовной культуры российской молодежи имеет решающее значение для жизни не только молодого поколения, но и всего общества в целом. Стойкие жизненные ориентации - это необходимое условие адаптации юношества в сложном современном мире и выработки собственной жизненной стратегии. Духовная культура определяет возможности осознания происходящего, диалогового общения социальных групп, снижение вероятности манипулирования молодежью деструктивными силами.
Молодежь - основной стратегический ресурс обновляемой России. Сегодняшняя российская молодежь участвует в модернизации страны, в проведении реформ. Постоянно меняющиеся условия жизни вынуждают молодых людей приспосабливаться к новым реалиям, вести постоянный поиск новых форм идентичности, вырабатывать свою жизненную позицию, созидать свой духовный мир. Позитивное духовное развитие молодежи невозможно без эффективной политики в этой сфере. Формирование нравственных основ, воспитание у подрастающего поколения интереса к культуре и искусству, развитие духовного потенциала юношества осознано политической и государственной элитой России как приоритет в сфере образования и культуры. В первую очередь, государственная политика в формировании ценностных мировоззренческих основ молодых людей выделяет следующие компоненты: нравственные и правовые нормы, гражданственность, патриотизм, установка на саморазвитие, толерантность, экологическое сознание.1
В формировании духовной культуры молодежи определяющую роль продолжают играть институты образования, которые претерпели и претерпевают значительные* изменения в современной ситуации. Передача духовного опыта предыдущих поколений и выработка молодежью своих жизненных ценностей, убеждений и осознание своих интересов происходит во многом в процессе обучения. Высшая школа как итоговая
1 О проблемах формирования духовного мира подрастающего поколения. Решение коллегий Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, Министерства образования РФ и Министерства культуры РФ 25.06.2002 Лз 5*15/4-13 // Официальные документы в образовании, 2002, № 26, с. 49-51
активности. Причем, воспроизводственную деятельность следует рассматривать как непосредственно направленную на преодоление противоречия между социальными отношениями и культурой.
В реальной жизни все общественные процессы и явления представляют собой определенные формы единства материального и духовного. Духовный аспект любой деятельности особенно отчетливо проявляется при реализации целей и осуществлении интересов, всегда имеющих определенную направленность. Духовная культура связана со всеми сторонами преобразующей активности человека, социальной группы, общества. Человек не пассивно воспроизводит то, что требуют от него обстоятельства, он обладает возможностью воздействовать на окружающие его явления. Анализ духовной культуры не может ограничиваться собственно проблемами воспитания, образования, науки, искусства и т.д. Но в этой ситуации возникает трудность: как охарактеризовать духовную культуру, духовную жизнь как явление, которое не только выступает стороной, аспектом экономической, социальной и политической жизни, но имеет свои специфические проблемы, присущие только одной духовной форме деятельности.
Не только социологи, но и культурологи отмечают, что культура отнюдь не сводится к оперному театру, изящной словесности и хорошему воспитанию. Владение мастерством, умение копить деньги или пускать их в дело, торговать или покупать тоже требует культурных предпосылок, практических ориентаций, желания заниматься делом, что принято не в каждой субкультуре. Духовные факторы входят в состав трудовых ориентаций, формируют отношение к накоплению, влияют и на потребности, формирующие спрос и па образование, и на продукты материального производства.13 Данное положение особенно важно учитывать в анализе духовных компонентов выбора профессии студенчеством, так как именно прагматические цели обычно декларируются при выборе и получении высшего образования и являются важнейшими компонентами социальной регуляции.
Изучение духовной культуры требует разграничения дефиниций духовная жизнь, общественное сознание, духовная культура. Классической работой, не потерявшей свою актуальность и поныне, в которой дан подробный анализ этих категорий, является монография А.К. Уледова «Духовная жизнь общества: Проблемы методологии исследования» изданная в 1980 году. А.К. Уледов выделил компоненты духовной сферы -духовное производство, духовные потребности и потребление, духовные отношения и
1} Ерасов Б.С. Социальная культурология. М.: Аспект Пресс, 1996, с. 75,87.
общение. Категория духовная жизнь общества не противостоит понятию общественное сознания, а характеризует его как функционирующую систему, т.е. взаимодействие общественного и индивидуального сознания, идейную борьбу различных социальных групп, обмен взглядами, теориями, их возникновение и развитие, влияние на массовое сознание. Однако методологически несостоятельно сведение духовной жизни только к функционированию общественного сознания. Идеи, взгляды, представления, взятые в движении, изменении и развитии - одна из сторон духовной жизни.
А.К. Уледов обосновывает то положение, что духовная культура не только совокупность духовных ценностей, но и активная творческая деятельность людей по освоению мира, такая как производство, хранение, распространение и потребление духовных ценностей. Содержание духовной жизни и духовной культуры постоянно уточнялось и менялось, так в последствии понятие духовная жизнь стала характеризоваться как понятие более широкое, включающее духовную культуру.
Особое внимание А.К. Уледов уделяет социологическому аспекту исследования духовной жизни и культуры. Духовная жизнь и духовная культура в социологическом плане не сводится к совокупности идеальных явлений, а характеризуется как более содержательное образование, которому присущи социальные институты, запятые духовным производством и распространением его продуктов, социальные носители духовного. По мнению А.К. Уледова, социальный аспект в исследовании духовной жизни не нашел в то время широкого применения, рассматривалось в основном движение и изменение общественного сознания, взятого в единстве с его социальными носителями, социальными институтами. Однако неправомерно ставить в зависимость от аспекта анализа содержание исследуемого явления.14
В научной литературе имеются различные подходы к структуре духовной культуры. В одном случае процесс ее формирования и развития рассматривается через формы общественного сознания, в другом через области духовной жизни, в третьем - через духовные потребности, духовное общение, в четвертом - через духовную жизнедеятельность людей. Такие подходы имеют свои достоинства в том смысле, что под определенным углом зрения анализируются содержание и сущностные характеристики духовной культуры. Вместе с тем необходимо обратить внимание на тот факт, что ни одна из вышеприведенных классификаций не раскрывает всей сложности и многоплановости духовной культуры в сс реальном воплощении. Все большее значение имеет
14 Уледов Л. К. Духовная жизнь общества: Методологические проблемы исследования. - М.:Мысль. 1980, с. 68-72, 169-171