Ви є тут

Художественный музей как музеефикатор советской культуры : На материале художественного музея им. Ц. Сампилова

Автор: 
Цыденова Сэсэг Эрдынеевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2006
Артикул:
276916
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.............................................3
ГЛАВА I. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ...........................................14
1.1. Музей как социокультурный институт............14
1.2. Функции художественного музея.................34
1.3. Художественный музей в советской культуре.....54
ГЛАВА II. МУЗЕЙ ИМ. Ц. САМПИЛОВА КАК МУЗЕЕФИКАТОР ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАСЛЕДИЯ СОВЕТСКОЙ БУРЯТИИ..................................76
2.1. Предпосылки создания художественного музея Бурятии 76
2.2. Музей им. Ц. Сампилова-транслятор советской культуры ....91
2.3. Популяризация советской культуры средствами музейной педагогики........................................120
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................... 137
БИБЛИОГРАФИЯ.......................................142
ПРИЛОЖЕНИЯ
158
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Одна из важнейших составляющих современной культуры - часть, относящаяся к прошлому опыту, к наследию, - в значительной степени определяется именно музеем. ЮНЕСКО в Декларациях разных лет ставит перед музеями задачи по сохранению культурного наследия, т.к. ущерб, нанесенный культурным ценностям какого-либо народа, является ущербом для культурного на- • следия всего человечества. Данное положение актуализирует культурологическое изучение художественного музея по следующим причинам: во-первых, характерной чертой современного состояния музейного мира является расширение спектра объектов наследия, выступающих потенциальными музейными объектами;
во-вторых, художественные музеи обладают огромным культуросозидающим потенциалом, способным не только документировать развитие искусства, но и удовлетворять духовные и эстетические потребности человека;
в-третьих, советское художественное наследие, хранимое в фон- . дах музеев, требует изучения, обобщения и последующего возвращения в современную российскую культуру;
в-четвертых, использование культурологического подхода стимулирует решение музееведческих проблем, ибо музей есть не только «странный кентавр культуры и образования», но и «образ культуры» (B.C. Библер).
Актуальность избранной темы обусловлена также необходимостью целенаправленной разработки современной концепции художественного музея им. Ц Сампилова, предполагающей интеграцию музееведческой и культурологической мысли, с богатейшим практическим опытом музейной деятельности (фондовой, экспозиционной, экскурсионной и др.) работников музея. Художественный музей им. Ц.С. Сам-
учреждению, которое есть лишь способ её институционализации. И, во-вторых, наиболее полное смысловое «прочтение» культурной формы возможно лишь в её естественном культурном контексте, вне которого она теряет свою символико-смысловую наполненность и нормативно-регулятивную функциональность.
Данный вывод требует рассмотрения понятия «музей», представленного в справочной и научной музееведческой литературе. Т.А. Алешина в своём диссертационном исследовании «Музей как феномен культуры» (1998) выделила три типа определений «музея»: бытовое, этимологическое и музееведческое. Согласно первому типу, музей понимается как учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов-памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. В соответствии со вторым типом, музей (от лат. «museum», греч. «museion» - храм муз) есть научно-исследовательское или научно-просветительное учреждение, комплектующее, хранящее и выставляющее для обозрения произведения искусства, предметы истории, науки, быта, промышленности, сельского хозяйства, материалы из жизни и деятельности великих людей и т.д., расположенные по определенной системе. И, с точки зрения музееведения - музей -исторически обусловленный многофункциональный институт социальной информации, предназначенный для сохранения культурно-исторических и естественно-научных ценностей, накопления и распространения информации музейных предметов. Документируя процессы и явления природы и общества, музей комплектует, хранит, исследует коллекции музейных предметов, а также использует их в научных, образовательно-воспитательных и
пропагандистских целях [6, С. 20-21].
Резюмируя сказанное, можно констатировать, что, во-первых, музей представляет собой специфическую, искусственно созданную структуру, организуемую для публичного «потребления». Во-вторых, из приведенных выше определений виден основной музейный принцип, который И. Шпет и И. Пейгер охарактеризовали, как стремление человека изъять конкретные предметы из реального мира и сохранить их от естественного процесса разрушения [32, С. 58]. И, в-третьих, общим для всех типов определений «музея» является понимание его как культурного учреждения или многофункционального института (курсив мой - С.Ц.). Следовательно, музей в системе культуры существует в форме института.
Т.А. Алешина утверждает, что среди музееведов существует мнение о том, что отечественная культурология еще в конце XIX века определяла музей как институцию. Так, в своей работе «Музей, его смысл и назначение» Н.Ф. Фёдоров отметил особую объединительную миссию музея как научно-художественную попытку собирания, где попытка есть дело религиозное, священное. Музейное знание, по мнению Н.Ф. Фёдорова, способствует выявлению причин «небратского состояния, как ближайших, так и дальних, второстепенных и основных, общественных и естественных», а сам, музей выступает в роли института (выделено - С.Ц.) человека и природы [126, С. 596-597, 599].
И хотя определение музея как института в советском музееведении являлось общепринятым, философы И.В. Бестужев-Лада и М. Озёрная в 1976 году утверждали, что в отечественном, так и в зарубежном музееведении отсутствует подход к