Ви є тут

Влияние рекламы на процесс социализации учащейся молодежи : на материалах Республики Бурятия

Автор: 
Тогошиева Аюна Валерьевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2008
Артикул:
293045
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
2
Введение...............................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования процесса социализации молодежи.................................................15
1.1. Методологические подходы к исследованию социализации учащейся молодежи в современных условиях...................................15
1.2. Процесс институционализации рекламы и ее влияние на социализацию молодежи.............................................37
1.3. Влияние рекламы на процесс социализации учащейся молодежи как объект социологического исследования..............................69
Глава 2. Особенности процесса социализации молодежи под воздействием рекламы...............................................................86
2.1. Основные факторы, влияющие на социализацию молодежи............86
2.2. Социальные типы молодых людей, формируемые под влиянием рекламы...........................................................98
2.3. Пути оптимизации процессов социализации молодежи..............113
Заключение...........................................................123
Библиографический список использованной литературы...................130
Приложения...........................................................142
Введение
3
За последнее два десятилетия в России произошла трансформация, которая внесла качественные изменения во все сферы общественной жизни. Можно сказать, что уже практически осуществлен переход от административно управляемой экономики к ее рыночной форме, сформирована политическая система, построенная на балансе властей и выборных механизмах представительства, вместе с тем возникли социальные проблемы далеко не локального характера. Дальнейшее развитие этих процессов и разрешение связанных с ними проблем напрямую зависит от системы информационных связей в обществе, от побудительной мотивации, которая меняет восприятие и поведение многих людей. Информационная среда обитания индивида насыщена образными сообщениями о том, что представляет собой индивид, каковы признаки его социального статуса, политических взглядов, ценностных и культурных норм. Социальная самоидентификация происходит под воздействием внешней информационной среды. Поэтому в сложившихся социальных условиях причастность рекламы к формированию социального поведения индивидов неоспорима.
Реклама является одним из важнейших инструментов рынка, политических предвыборных кампаний, а ее некоммерческие формы привлекают внимание людей к актуальным социальным проблемам, помогают в становлении культурных ценностей и национальных идеалов. Характер рекламы отражает уровень развития общества, экономических и социальных отношений; реклама стала неотъемлемым атрибутом современной российской действительности, пронизывающим все сферы общественной жизни. Наряду с традиционными социальными институтами -политическим, профессиональным, образовательным, креативным, художественным, духовным, реклама так же выполняет функцию социализации индивидов. Она не только ориентирует поведенческие
14
институционализации рекламы. Обосновано непосредственное воздействие института рекламы на процесс социализации учащейся молодежи, сформулированы факторы этого воздействия и описаны тенденции его развития. Охарактеризованы особенности воздействия института рекламы на формирование ценностных ориентаций молодежи, выделены и охарактеризованы определенные социальные типы молодых людей, формируемые под воздействием рекламы.
Совокупность перечисленных научно-новых положений может, по мнению автора, расширить научные представления о процессах социализации молодежи в современном обществе, дать основание для теоретического осмысления роли и места рекламы как социального института в этом процессе.
Практическая значимость. Положения и выводы работы могут представлять интерес для социологов в части разработки и проведения эмпирических исследований. Практические результаты могут быть использованы органами исполнительной власти и местного самоуправления при разработке концепции молодежной политики Республики Бурятия, программ и других документов. Теоретические разработки исследования процесса социализации молодежи и институционализации рекламы могут использоваться для подготовки учебных курсов гуманитарных специальностей.
Апробация полученных результатов. Основные положения и результаты исследования изложены при обсуждении диссертации на заседании отдела истории, этнологии и социологии ИМБТ СО РАН, а так же нашли отражение в публикациях автора. Выводы и результаты диссертации были изложены автором в докладах и сообщениях на научно-практических конференциях. По теме диссертационной работы опубликовано пять статей, одна из них в реферируемом издании.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
15
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования процесса
социализации молодежи
1.1. Методологические подходы к исследованию социализации учащейся
молодежи в современных условиях
Социализация молодежи является специфическим процессом, характеризующимся, с одной стороны, становлением личности человека, его включением в систему общественных отношений, с другой стороны, эта возрастная группа в дальнейшем должна будет сама транслировать социальные нормы и традиции следующему поколению. Молодежь в ходе социализации является не только объектом, но и субъектом общественных отношений, который привносит в общество новые формы жизнедеятельности, выступая своеобразным индикатором серьезных социальных процессов и патологий, происходящих в обществе.
Теоретические проблемы социализации личности как отдельной отрасли науки, начали исследоваться сравнительно недавно, хотя исторические предпосылки, заложившие основу методологического изучения просматриваются еще в рамках Французского Просвещения. Теория социализации своими истоками восходит к работам Г. Тарда, французского социолога XIX века. Г1о Тарду основное социальное значение имеет подражание, существующее в форме обычаев и моды, благодаря которому возникают общественные и групповые ценности и нормы, а индивиды, усваивая их, социализируются, т.е. приспосабливаются к условиям общественной жизни. Г. Тард отмечал: «общество - это подражание, а подражание — своего рода гипнотизм».1
’ Цнт. по Павловский, В.В. Ювемтология проект интерактивной науки о молодежи [Текст]. - М.: Академический проект, 2001. - С. 149.