Ви є тут

Теория капиталистического общества Людвига фон Мизеса

Автор: 
Зорин Григорий Викторович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
304318
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение...............................................................2
Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования теории капитализма...........................................................16
1.1. Модель человека как средство разграничения предметных областей социологии и экономики капитализма....................................19
1.2. Историко-научная ситуация в развитии теории капиталистического общества..............................................................43
1.3. Теоретико-методологические основания и идейные истоки теории
капиталистического общетва Л. фон Мизеса..............................59
Глава 2. Теория капиталистического общества Л. фон Мизеса: на стыке экономики и социологии................................................96
2.1. Логическая структура и основные положения теории капиталистического общества Л. фон Мизеса.............................97
2.2. Социализм и капитализм в теории Л. фон Мизеса...................121
2.3. Вклад Людвига фон Мизеса в теорию современного общества 143
Заключение......................................................... 164
Список используемой литературы.......................................173
Введение
Актуальность диссертационного исследования. В социологии нет единого подхода к определению роли и места теории капиталистического общества, ее эвристических возможностей, но интерес к этой проблеме остается постоянно высоким. Достаточно указать на названия следующих работ крупнейших мыслителей-обществоведов: «Капитал» Карла Маркса (1867-1910, 4 тома), «Современный капитализм» Вернера Зомбарта (1902) «Протестантская этика и дух капитализма» Макса Вебера (1904-1905), «Капитализм, социализм и демократия» Йозефа Шумпетера (1942), «Капитализм и современная социальная теория» Энтони Гидденса (1971), «Культурные противоречия капитализма» Дэниела Белла (1976), «Материальная цивилизация, экономика и капитализм, ХУ-ХУШ вв.» Фернана Броделя (1979), «Капиталистическая революция: 50 тезисов о процветании, равенстве и свободе» Питера Бергера (1986), «Исторический капитализм. Капиталистическая цивилизация» Иммануила Валерстайна (2008).
Следует также отметить, что теория капиталистического общества -междисциплинарная теория. Однако содержание междисциплинарного характера теории капитализма как социальной теории зачастую не раскрывается или не учитывается. Междисциплинарный характер теории капиталистического общества требует, таким образом, определения предметной области исследования капитализма, прежде всего, в социлогической и в экономической теории. В связи с этим необходимым и перспективным представляется обращение к творчеству тех ученых, чьи идеи и теории сформировались на стыке предметных областей экономики и социологии капитализма.
Одним из таких мыслителей является австро-американский обществовед Людвиг фон Мизес (1881-1973). Его научное творчество связывают, прежде всего, с экономическим походом к анализу капиталистической системы. В социологических работах, посвященных
Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования
теории калитализма
Научное творчество Людвига фон Мизеса связывают, прежде всего, с экономическим походом к анализу капиталистической системы8. В социологических работах, посвященных проблемам капитализма, ссылки на идеи этого представителя неоавстрийской школы отсутствуют. Между тем, теория капитализма - междисциплинарная теория. Междисциплинарный характер теории капитализма требует определения предметной области исследования капитализма в экономике и социологии. Исторически проблематика теории капитализма зарождается в лоне классической политэкономии. Экономическая наука определила первоначальную предметную область теории капитализма и предложила свой исследовательский подход.
Представители социологической науки прежде всего стремятся обосновать специфику социологического познания капитализма. На взгляд автора, это связано с исторически более поздним, по сравнению с экономической теорией, формированием социологического подхода к исследованию капитализма; с тем, что генезис теории капитализма как особой проблематики в обществоведении уже завершался в период формирования социологии как науки, последняя же «подключилась» к этому эпохальному «исследовательскому проекту» на рубеже девятнадцатого-двадцатого веков, заодно привнеся и само обозначение предметной области, лежащей в основе данной системы теорий -«капитализм». Как известно, термин «капитализм» вошел в академическую
* См., например: РозмаинскиЙ И. В., Холодил им К. А. История экономического анализа на Западе. СПб., 2000; Агапова И. И. История экономической мысли. Курс лекций. - М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1998 г; История экономических учений: Учебное пособие. / И.С.Потапова — М.: МГИУ, 2000. - 244 с.
9 Данный тезис представляется аксиоматичным, однако его раскрытие и истор и ко-научное обоснование позволяет определить важные особенности теоретико-методологического статуса теории капитализма; автор постарается это показать далее в первой главе диссертации. Одновременно понятие капитализма или представления о нем обладают большой идеологической нагрузкой. Поэтому следует отделять идеологическое содержание от собственно научного в каждой теоретической традиции. Данная задача представляется наиболее трудно выполнимой и потому требует отдельного специального исследования, выходящего за рамки данного.
16
науку, прежде всего, благодаря работе Вернера Зомбарта «Современный капитализм» (1902 г.)10, а также другим работам Зомбарта и М. Вебера.
Таким образом, исследование теории капитализма Людвига фон Мизеса с позиций социологического подхода требует определения критериев отнесения какой-либо теории капитализма к социологической, экономической или иной социальной и гуманитарной науке", что является существенной теоретической проблемой и задачей данного исследования.
По мнению автора диссертации, развитие теории капитализма идет в направлении трансформации узко экономического представления о социальном мире (его содержание будет раскрыто ниже) в экономикосоциологическое , и далее - в меж- и полидисциплинарное. Данная трансформация обусловлена как гуманизацией общественной жизни, так и изменением обществоведческой мысли, в основе которой лежит определенная модель человека.
Социальная мысль Нового времени сформировала рационалистические идеалы человека и общественного устройства, которые опровергались фактами на протяжении всей истории Модерна и подвергались сомнению представителями различных научных и философских школ. В этой связи парадоксальным выглядит утверждение М. Вебера о том, что в качестве главного вектора развития современности выступает рационализация. Рационализация при таком подходе становится лишь одним из направлений общественного развития. Но главное, теория рационализации является одной из первых конкретно-научных рефлексий (философские сформировались раньше), с которой в обществоведении начинается усложнение модели чисто рационального социального мира, и соответственно, капитализма, как одного из его воплощений.
10 См подробнее: Р.П. Шпакова Вернер Зомбарт. Немецкая Социология/ Отв. Ред. Р.Г1. Шпакова. - СПб.: Наука., 2003.-562 с. С. 179
11 Среди социальных наук, занимающихся исследованием капиталистической проблематики, можно назвать, например, историю, экономику, социологию, политологию, юриспруденцию; среди гуманитарных наук - культурологию и др..; кроме того, с проблемами капитализма связаны науки, изучающие развитие науки, техники и технологий.
17