Ви є тут

Ранговые решетки как метод изучения социальных норм в малых группах

Автор: 
Батыков Иван Владимирович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
304362
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛЫХ ГРУПП....................................15
1.1. Основные положения концепции нормативной структуры.....15
1.2. Механизм возникновения норм в малых социальных группах.36
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ МАЛЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП.............................53
2.1. Истоки исследований малых социальных групп.............53
2.2. Основные подходы к изучению малых групп................58
2.2.1. Теория социального обмена...........................58
2.2.2. Теория поля.........................................65
2.2.3. Социометрия.........................................73
2.2.4. Теория личностных конструктов.......................83
ГЛАВА 3. ОБОСНОВАНИЕ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЕТОДА РАНГОВЫХ РЕШЕТОК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ НОРМАТИВНОЙ СТРУКТУРЫ........................................ 89
3.1. Организация и проведение исследований по методу ранговых решеток..............................................89
3.2. Ранговые решетки для выявления нормативной структуры ремонтно-строительных бригад........................110
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................140
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................143
ПРИЛОЖЕНИЕ................................................153
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы диссертационного исследования
Изучение социальных норм в малых группах получило широкое распространение в социальной психологии1, в рамках которой были созданы психологические методики, позволяющие исследовать нормы как явления когнитивного порядка. Социологическое использование таких методик сопряжено с существенными трудностями, обусловленными, прежде всего, необходимостью изучения социальных норм на достаточно объемных
выборках. В социологических исследованиях основной упор делается на анализ исчезновения одних нормативных стимулов и ограничений и появлению других2. Отсюда возникает потребность в адаптации и модификации, известных в психологии инструментальных средств,
предназначенных для выявления структуры такого рода систем и пригодных для изучения социальных норм в социологических масштабах.
К таким средствам относится и так называемый метод «ранговых решеток»* разработанный в рамках общей традиции тестов личностных конструктов, заложенной Дж. Келли. Метод обладает двумя достоинствами обусловливающими актуальность его модификации для целей исследования норм в малых ]-руппах. Во-первых, он был создан для изучения
психологических состояний личности, и был предназначен для выявления
1 Cooper J., Kelly К.A., Weaver К. Attitudes, norms and social groups H Blackwell handbook of social psychology: group processes /ed. by M.A. Hogg, Tindale S. London: Blackwell, 2001. P.259-282.
2 Сидоренко Н.И. Социальные нормы и регуляция человеческой деятельности. М.: Изд-во РЭЛ, 1995. С.171.
2 Этот метод относится к классу психосемаитичсских и впервые был описан Д. Баннистером в книге, русский перевод которой вышел в 1987 году. Реализуется в несколько этапов, включая выявление конструктов, описывающих черты членов группы, отбор из них релевантных и по степени их выраженности ранжирование членов группы. (См.: ФранселлаФ., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М., 1987. С.67-78).
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛЫХ ГРУПП
1.1. Основные положения концепции нормативной структуры
Проблема природы социальных норм Понятие социальной нормы служит социологам для характеристики воздействия общества на поведение индивида. В зависимости от силы воздействия, социальная норма трактуется социологической наукой как должная или статистически преобладающая модель поведения, как подавление обществом или как помощь общества индивиду24. Согласно «Российской социологической энциклопедии», социальные нормы - это «требования, предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения»25. В «Психологическом лексиконе» они трактуются как «общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и групп»26. Определения социальной нормы можно найти в десятках других социологических и психологических словарей и энциклопедий. Раздел, посвященный этому явлению, встречается практически в каждом учебнике по социологии и социальной психологии. Все это говорит о значимости концепции социальных норм для обществоведческих дисциплин.
Флориан Знанецкий утверждал: «Социальная организация
основывается на коллективно признаваемых и поддерживаемых нормах,
Покровская H.H. Социальные нормы как предмет социологического анализа: должное и действительное //Журнал социологии и социальной антропологии. 2007. № 1. С. 190.
25 Яковлев А.М. Норма социальная И Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г.В. Осипова. М.: ИНФРА-М, 1999. С.321.
26 Толстых A.B. Нормы социальные // Социальная психология. Словарь. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2005. С.135-136.
15
которые регулируют не только действия, но также опыт и представления ее членов... Культурные феномены являются социальными, поскольку все они подчинены коллективно санкционируемым правилам»27. Т. Парсонс рассматривал норму как необходимый элемент общей системы действия. В структурно-функциональной теории норма «является стандартом, определяющим желаемое поведение для единицы или класса единиц в специфических для них контекстах, дифференцированных от контекстов, связанных с другими классами единиц»" . Юрген Хабермас рассматривает общество как продукт человеческого взаимодействия,. структурируемый нормами, ценностями, которые позволяют понять происходящие изменения в социальной системе. По Хабермасу, понятие нормативного действия определяет поведение субъекта (деятеля) как члена социальной группы, которая задаст цели и способы его действия в соответствии с определенными ценностями и нормами, разделяемыми в рамках данной группы29.
При всей важности темы, ее разработка пока далека от завершения. Более сорока лет назад Д. Гиббс отмечал в социологической литературе, посвященной нормам, три недостатка: несогласие в общих определениях, отсутствие адекватной классификации норм и неопределенность относительно того, какие черты конкретных социальных норм являются универсальными или специфическими30. За прошедшее время была проделана определенная работа, но и сегодня в исследованиях социальных норм большая роль отводится проблеме дефиниций и предварительных
27 Znaniecki F. Nauki о kulturc (The sciences of culture). Warsaw: Polish Scientific Publishers, 1971. P.652.
58 Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический Проект, 2000. С.703.
29 Habermas J. Theory of Communicative Action. Boston: Beacon. 1985.
0 Gibbs J.P. Norms: The Problem of Definition and Classification // The American Journal of Sociology. 1965. №5. P.586.
16