Ви є тут

Искренность респондентов в массовых опросах

Автор: 
Мягков Александр Юрьевич
Тип роботи: 
Дис. д-ра социол. наук
Рік: 
2003
Артикул:
195177
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИИ
ВВЕДЕНИЕ.................................................................4
Глава 1. ИСКРЕ*II IOCTb PECIIOI1ДЕ1 Н ОВ КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
ПРОБЛЕМА.........................................................26
§ 1. Искренность и ложь: концептуальные подходы...................26
§ 2. Проблемы диагностики неискренних ответов в методологии
coi даоло! и ческих исследовали й..............................36
§ 3. Методические эксперименты по стимулированию искренности
респондентов: опыт и уроки.....................................51
Глава 11. СИТУАТИВ11АЯ ЛОЖЬ В COLДОЛОГИЧЕСКИХ ОПРОСАХ:
ИСТ0Ч11ИКИ И ОСНОВ! 1ЫЕ ФОРМЫ....................................93
§ I. Психологические механизмы возникновения ситуативной лжи.......93
§ 2. Защитные стратегии респондентов...............................97
§ 3. Типы неискренних ответов в социологическом исследовании......108
§ 4. Факторы, влияющие па уровень искренности.....................116
Глава III. ВЛИЯНИЕ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НА ИСКРЕННОСТЬ
ОТВЕТОВ РЕСП011ДЕ1ITOB.........................................139
§ 1. Уровень искренности респондентов в электоральных опросах.....139
§ 2. Уровень искренности при изучении семейно-брачных
отношений.....................................................151
§ 3. Уровень искренности ответов респондентов на социальнодемографические вопросы анкеты....................................157
Глава IV. ВЛИЯНИЕ МЕТОДА СБОРА ДА] 1НЫХ НА ВЕРБАЛЬНОЕ
IЮВЕДЕНИЕ РЕСПОНДЕНТОВ.........................................175
§ 1. Опросные методы: предпочтения респондентов...................175
§ 2. Методы опроса и уровень искренности ответов..................185
3
Глава V. ФОРМУЛИРОВКА ВОПРОСА И ИСКРЕННОСТЬ ОТВЕТОВ:
СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ КОНФОРМНОСТИ...............................199
§ 1. Влияние известных политических имен в формулировке вопроса
% па результаты социолог ического исследования................199
§ 2. Эффект престижных имен в формулировке шкальных значений.....213
Глава VI. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ И ИЗМЕРЕ11ИЯ ИСКРЕННОСТИ.................227
§ 1. Вопросно-ответные методы выявления неискренности............227
§ 2. Метод экспертных оценок при диагностике неискренних ответов.238
§ 3. Шкалы лжи: социологическая реинтерпретация..................247
§ 4. Экспериментальные стратегии измерения искренности...........273
Глава VII. МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИСКРЕННИХ ОТВЕТОВ РЕСПОНДЕНТОВ: 011ЫТ ЭКСПЕРИМЕНТА;!ЫЮГО
ТЕСТИРОВАНИЯ..................................................287
§ 1. 11роблема анонимности в социологическом опросе..............287
§ 2. Роль напоминаний в обеспечении анонимности..................291
§ 3. Вопросные техники повышения искренности респондентов........296
§ 4. Статистические стратегии стимулирования искренних ответов...304
§ 5. Метод «запечатанного буклета»: проблемы валидности
и валидизации................................................319
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................337
ПРИМЕЧАНИЯ............................................................342
CI ШСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................................347
ПРИЛОЖЕНИЯ............................................................376
%
40
насколько нам известно, достаточно узка. И. наконец, до сих не разработаны эксплицитные правила формулирования «ловушек». Эта весьма трудоемкая сфера методической рефлексии многими социологами по-ирежнему относится к ни чем не регулируемой области «иску сства задавать вопросы».
3. Вопросы-дубли. Для контроля искренности некоторые социологи предлагают использовать процедуру дублирования вопросов, смысл которой заключается в том, что один и тот же вопрос, помещенный в разных частях анкеты или интервью, задается респондентам дважды. При расхождении ответов диагностируется неискренность |62. с. 14-15; 347, р. 286, 295].
Практика применения данной процедуры имеет под собой некоторые теоретические и эмпирические основания. Она, в частности, базируется на положениях теории «социальной пенетрации» И. Альтмана и Д. Тэйлора, согласно которой, чем дольше люди коммуницируют друг с другом, тем шире становится сфера их взаимного доверия и выше уровень искренности в вербальном общении [203]. По наблюдению И. Брэдбер-на и С. Садмана, применение дублей, а также панельных исследований стимулирует искренность ответов респондентов и минимизирует число «недосообщений» о социально неодобряемых видах поведения. При повторном обсуждении, указывают они, любое событие становится более привычным. Люди, которые сначала сомневаются, стоит ли им сообщать интервьюеру о своих контрнормативных поступках, с течением времени перестают их стесняться. Постепенно у респондентов возникает доверие к опрашивающим. им становится ясно, что цель исследования состоит в получении обобщенных, а не индивидуальных сведений. Многократно отмечалось, пишут авторы, что после проведения двух или трех последовательных опросов испытуемые чувствуют себя более спокойно и уверенно [162, с. 92].
Методические эксперименты, проведенные Дж. Роджерсом, Дж. Билли и Р. Адри. показали, что уровень расхождений в ответах на одни и те же вопросы, касающиеся сексуального поведения, снижается при неоднократном их предъявлении респондентам [347. р. 287]. Кроме того, в исследовании была обнаружена прямая взаимосвязь между удельным весом неконсистентных ответов и степенью сенситивности обсуждаемых с респондентами тем. В результате авторы приходят к выводу', что индекс несовпадений может служить хорошим показателем сенситивноеги вопроса [347, р. 289, 292-293].