Ви є тут

Гуманизация высшего образования как фактор формирования социальной компетентности студентов

Автор: 
Новикова Анжелика Ахметовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2012
Артикул:
306201
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение.....................................................3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГУМАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
1.1. Гуманизация высшего образования: сущность, социальный аспект, ретроспективный анализ......................................16
1.2. Социальная компетентность: подходы, структура, условия формирования в высшей школе................................................36
1.3.Механизмы гуманизации высшего образования как фактор формирования социальной компетентности студентов............56
Глава 2. А\ 1АЛИЗ ПРОЦЕССА ГУМАНИЗАЦИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ТЮМЕНСКОГО РЕГИОНА
2.1. Исследование специфики системы высшего образования в Тюменском регионе в рамках процесса гуманизации ......................72
2.2.Социологический анализ действия гуманистических образовательных механизмов и определение их влияния на формирование социальных
компетенций студентов .....................................115
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................145
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ,........................................149
ПРИЛОЖЕНИЕ №1..............................................166
ПРИЛОЖЕНИЕ №2..............................................189
ПРИЛОЖЕНИЕ №3..............................................198
ПРИЛОЖЕНИЕМ................................................200
ПРИЛОЖЕНИЕ №5..............................................201
ПРИЛОЖЕНИЕ №6..............................................205
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Нелинейная трансформация современных российских и мировых реалий ставит перед высшей школой новые задачи, связанные с поиском обновленных методов и технологий, направленных на повышение эффективности образовательного процесса; на развитие социальной культуры обучающихся; на формирование социальной компетентности студентов. Социальная компетентность рассматривается сегодня как залог успешности жизнедеятельности личности в социуме. Отставание процесса трансформации образования от темпов развития знаний и информации; динамика изменений техники и технологий обуславливают в человеке потребность в непрерывном обучении, самообразовании, мобильности, восприимчивости к инновациям, креативности. Социальные, коммуникативные, экологические, гуманитарные процессы актуализируют потребность личности в развитии таких качеств как гуманность, ответственность, адаптивность, стрессоустойчивость. Успешность диапазона взаимоотношений личности и социума определяется развитостью социальной компетентности.
Россия с 2011 года, с момента ратификации Болонской образовательной декларации, перешла на новую систему обучения, суть которой заключается в компетентностном подходе, что, в свою очередь, определило интенсивный путь развития всей системы высшего профессионального образования. Поскольку базовые компетенции будущих специалистов определяются требованиями работодателей, а также диктуются общественными ожиданиями, то проблема их формирования является сегодня приоритетной в процессе формирования личности в высшей школе.
В рамках заявленной проблематики наиболее оптимальным решением проблемы сформированное™ социальных компетенций студентов, на взгляд автора исследования, является выявление специфики функционирования образовательной среды высшей школы в ракурсе гуманизационного процесса.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью глубокого теоретико-методологического осмысления роли гуманистических принципов в
3
Нельзя не согласится с мнением 10.Г. Волкова и B.C. Поликарпова о потребности общества в «Новый гуманизме», который определяется как гуманизм, вписанный в технологический век с его компьютерами, генной инженерией, лазерами и др. В новом гуманизме, очищенном от устаревших норм и принципов человеческого поведения, приоритет принадлежит универсальным общечеловеческим ценностям. Именно новый гуманизм должен выступать в качестве источника появления новых духовных, этических, творческих мотивов поведения, неисчерпаемым кладезем для восстановления истинно человеческих чувств: любви, дружбы, взаимопонимания,
солидарности. Новый гуманизм должен быть сильным и гибким, чтобы он позволял человеку пс выпускать из - под контроля зреющие революции, направляя их в конструктивное русло и предотвращая тем самым взрыв анархии и насилия. Особенность нового гуманизма заключается в том, что его этические и моральные основы заложены во внутреннем мире человека. Он должен быть настоящей человеческой революцией. Его успех является самим условием выживания чсловсчесша в трудных эпохах будущего. Разумеется, осуществить эту «человеческую революцию» нс просто, т.к. необходимо НС только морально и духовно возродить человечество, 110 и поднять чувство глобальной ответственности, что требует достаточно много времени[29,с.359-3601.
Согласно А. Печчеи, остановить и повернуть вспять стремительный бег навстречу гибели может только Новый Гуманизм, основанный и направленный на культурное развитие человека или, иначе говоря, существенное улучшение человеческих качеств всех жителей планеты[135, с.229-230]. Наиболее важным, от чего зависит судьба человечества, являются человеческие качества- и не только отдельных элитарных групп, а именно «средние» качества миллиардов жителей плапсты| Там же.С.54]. Можно принять гипотезу А.Печчеи о том, что система образования должна сыграть главную роль в процессе гуманизации человечества, по при условии, что, во-первых, она сама претерпит изменения достаточно радикальные, чтобы выйти из перманентного мирового кризиса и
19
встать на путь устойчивого развития, и, во-вторых, что необходимая образовательная революция будет происходить во взаимосвязи с соответствующими изменениями в политических, социально-экономических основах общественного бытия[172,с.105].
Гхгссгвсниость гуманизма объясняется естественностью тех человеческих качеств, которые его порождают и на которые он опирается. Главное среди них -человечность, гуманность. В «Основах современного гуманизма» И.М. Борзенко, В.А. Кувакин, Л.Л. Кудишина определяют гуманность как сочувствие, заботу и внимание к другому человеку, стремление к сохранению и улучшению среды обитания людей, как и уважение, доброе отношение ко всему живому[23]. Гуманистическое мировоззрение как обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов строится вокруг одного центра- человека. 13 гуманистическом мировоззрении, по мнению Т.Л. Рубан новой, как раз и находят свое выражение многообразные отношения к человеку, к обществу, к духовным ценностям, к деятельности, то есть, по сути, ко всему миру в целомр 53,с. 13-141.
В.И. 'Гурченко, говоря о гуманизации и гуманитаризации науки, выделяет и специфику «гуманитарного» в данном контексте. Автор определяет сущносн» «гуманитарного» как связь с общественным классом паук. Объектом изучения являются гс или иные стороны социальной формы движения. Новое содержание в понятии «гуманитарный» связано с человековсдческой наполненное гыо, предполагающей включение естественно-научных и технических знаний в поле человеческого видения, выявление их социальной обусловленности и направленности, приобретение ими ценностного статуса; осознание мировоззренческих функций природо - и тсхниковсдчсских наук и сближение их по предметной методологической направленности е социогуманитарными науками[173ф Гуманитаризм, как считает 10. II. Афанасьев,- это направление мышления и деятельности, ориентирование на всемерное развитие, освоение и использование гуманитарного знания в качестве средства гуманизации жизни. Гуманитарность в данном контексте
20