Ви є тут

Правовая организация поставок нефтепродуктов в Российской Федерации

Автор: 
Селивончик Александр Васильевич
Тип роботи: 
Дис. канд. юрид. наук
Рік: 
2000
Артикул:
1000289844
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение с.З
Глава 1. Государственное регулирование поставок нефтепродуктов в Российской Федерации с. 17
§ 1. Законодательство и иные нормативные правовые акты о поставках нефтепродуктов в Российской Федерации .....с. 17
§ 2. Правовые формы государственного регулирования
поставок нефтепродуктов ....с.31
Глава П. Договор поставки нефтепродуктов и связанные с ним обязательства ......с.57
§ 1. Правовая природа обязательства поставки нефтепродуктов и его место в системе предпринимательских договоров ........с.57
§ 2. Содержание и исполнение предпринимательских договоров, связанных с передачей нефтепродуктов ....с.72
Глава Ш. Правовые формы стимулирования поставок нефтепродуктов ..с. 113
Заключение ...с.130
Библиографический список использованной литературы...с. 137
Список использованных нормативных правовых актов.....с. 140
з
Введение
Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена значением нефтепродуктов для эффективного функционирования и развития экономики. Являясь в настоящее время и на ближайшую перспективу одним из основных видов энергоносителей, нефтепродукты обеспечивают работу промышленности, сельского хозяйства и транспорта, потребности государства, связанные с поддержанием необходимого уровня обороноспособности, ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, деятельностью многочисленных государственных служб, не говоря уже об экспортном значении поставок нефтепродуктов.
Следует констатировать, что правовая наука всегда уделяла проблематике поставок значительное внимание. В советский период ее развития договор поставки рассматривался, главным образом, как инструмент реализации директивных плановых заданий, задачи которого не шли дальше конкретизации последних. Плановый акт, как отмечала Р.О.Халфина, имеет решающее значение для договора поставки. 'Затем, с возникновением рыночных отношений, основное внимание, напротив, стало уделяться частноправовым элементам поставки, чему способствовала имевшая место недооценка роли государственного регулирования экономических процессов. Она явилась естественной реакцией, сопровождавшей ликвидацию командно-административного механизма, однако комплексные правовые исследования отношений поставки, которые включали бы фактор государственного воздействия, развивались явно недостаточно.
1 Халфина Р.О. Правовое регулирование поставки продукции в народном хозяйстве. Изд-во АН СССР, М. Л963, с. 102.
13
государственное регулирование, с одной стороны, и отношения между поставщиками и покупателями, с другой.
В § 2 «Правовые формы государственного регулирования поставок нефтепродуктов» освещены иные, помимо правового регулирования, формы государственного воздействия в данной сфере. Наибольший интерес среди них вызывают способы взаимодействия федеральной исполнительной власти и поставщиков нефтепродуктов, урегулированные на уровне подзаконных актов и имеющие конечной целью обеспечение потребностей экономики в таких продуктах.
Анализ правовых проблем обеспечения нефтепродуктами сельского хозяйства позволяет сделать вывод о том, что Правительство РФ, за отсутствием законодательной основы государственного регулирования поставок нефтепродуктов, вынуждено действовать в этой области в оперативно-конъюктурном режиме. Поэтому представляется актуальным установление законодательного правила, по которому задания федеральной исполнительной власти по поставкам при определенных экономических условиях могли бы приобретать обязательный характер для хозяйствующих субъектов.
В § 2 содержится также анализ порядка лицензирования деятельности по переработке нефти и хранению нефтепродуктов; рассмотрены вопросы антимонопольного регулирования поставок нефтепродуктов, и такие формы государственного воздействия на них, как стандартизация и сертификация.
Глава вторая «Договор поставки и связанные с ним обязательства» включает два параграфа. В § 1 «Правовая природа обязательства поставки нефтепродуктов и его место в системе предпринимательских договоров» отмечается, что отграничение договора поставки от гражданско-правовых обязательств, обладающих внешне сходными с ним элементами, должно производиться на основе того факта, что названный договор является
14
институтом предпринимательского права, а его правовое регулирование совмещает публичные и частноправовые начала.
Это обстоятельство, а также особенности поставки нефтепродуктов, обусловленные их спецификой, и определяют место договора поставки нефтепродуктов среди предпринимательских договоров в целом, и обязательств поставки, в частности.
Обращение в § 2 «Содержание и исполнение предпринимательских договоров, связанных с передачей нефтепродуктов" к специфике обеспечения нефтепродуктами сельхозпроизводителей показывает, что спектр применяемых в этой сфере обязательств далеко выходит за рамки договора поставки. В диссертации рассмотрен сложный комплекс правоотношений, возникающих в связи с передачей нефтепродуктов для нужд сельского хозяйства.
Исполнение обязательства покупателем нефтепродуктов в части своевременных расчетов обеспечивается на практике договором поручительства, причем в последнее время, в особенности при поставках горюче-смазочных материалов сельхозпроизводителям, широкое распространение получило поручительство администраций регионов. Позиция арбитражных судов, ограничивающая размер ответственности администраций по данным договорам, встречает в § 2 возражения, основанные, главным образом, на принципе равенства сторон, закрепленном в ГК РФ.
В работе констатируется взаимный интерес регионов и крупных нефтяных компаний к организации длительных хозяйственных связей по поставкам нефтепродуктов. Этот интерес находит выражение в соглашениях о взаимном сотрудничестве, содержание которых на практике далеко выходит за рамки таких поставок. В работе предпринята попытка их правовой квалификации.