Ви є тут

Творчество С.Ф. Колесникова в контексте художественной культуры русской эмиграции в Югославии в период между двумя мировыми войнами

Автор: 
Маричевич Соня
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
436
Артикул:
172166
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Введение..................................................................4
Глава 1. История изучения художественной культуры русской эмиграции в Югославии.....................................................10
1.1. Общая характеристика русской эмиграции
Не история и значение в сербской культуре XX века.........................10
I
1.2. Художественная эмиграция в Югославии в русской и зарубежной
историографии............................................................18
Глава 2. Русская художественная эмиграци51 в контексте культурнохудожественной жизни Югославии............................................43
2.1. Художественные объединения и выставочная деятельность русских эмигрантов. Взаимодействие с местной художественной культурой. ..........................................................................44
2.2. «Большая выставка русского искусства» в Белграде в 1930-ом году ..........................................................................70
2.3. Театрально-декорационное искусство и книжио-журиальная графика 104
2.4. Церковное искусство.................................................122
Глава 3. С.Ф. Колесников (1879-1955) как ключевая фигура русской художественной эмиграции в Югославии. Место, роль и значение автора в истории сербской и русской живописи XX века..............................142
3.1. Российский период (1901-1920).......................................143
3.2. Югославский период (1920-1955)......................................163
3.3. Особенности художественной эволюции творчества С.Ф.Колесникова...182 Глава 4. Другие художники русской эмиграции в Югославии: персоналии, судьбы, творчество.......................................................209
4.1. Творческая судьба Е.А. Киселевой (1878-1974)....................... 209
4.2. A.B. Ганзен (1876-1937) и другие русско-сербские маринисты в Югославии................................................................220
4.3. Другие художники (А.Лажечников, А.Баев, Н.Харитонов, А.Шелоумов
Н.Кузнецов, и др.)....................................................237
Заключение............................................................261
Архивные материалы....................................................266
Библиография..........................................................268
Приложение 1. Биография художника С.Ф. Колесникова....................306
Приложение 2. Биографический справочник художников русской эмиграции в
Югославии.............................................................322
Приложение 3. Каталог «Большой выставки русского искусства» 1930 г....370
35
рассматривать как первую попытку наглядно вписать С.Ф.Колесникова в общую хронологию развития русского искусства.
Также хотелось бы отметить изданные еще в советский период небольшие статьи: вступительное слово Л.Н. Гуровой к каталогу «С.Ф.Колесников (1879-1955). Каталог выставки к 100-летию со дня рождения из собраний музеев СССР и частных коллекций», Одесса, 1983 год50; а также биографическую статью Юрия Варварецкого в журнале «Образотворче мистецтво» №1 за 1971 год под названием «Співець України»51.
Гурова, составитель каталога первой посмертной ретроспективной выставки С.Ф.Колесникова, проделала очень большую работу по определению местонахождения произведений художника в музеях бившего СССР. Однако автор расматривает только русский период жизни и творчества мастера, а Югославию упоминает лишь единожды как вероятное место его эмиграции. Опять же, по информации из этого каталога, Колесников получает звание художника и право на пенсионную поездку за картину „Весна“ 1909-го года (холст, масло, 290x250 см), в то время как по сведениям из архивных источников право на пенсионную поездку ему было присвоено за картину «В старой усадьбе» (1909, Научно-исследовательский музей Академии художеств,
С.-Петербург).
Статья Юрия Варварецкого также носит биографический характер, при этом автор практически не расматривает югославский период творчества мастера: из югославского периода приводятся, в основном, цитаты из писем И.Е.Репина Колесникову. К сожалению, Варварецкий тоже допускает ряд биографических неточностей, которые затем перекочевали в работы других исследователей. Например, он необоснованно утверждает, будто присвоение художнику звания академика живописи произошло в Белграде, что
Гурова Л.Н. Вступиіельнос слово к каталогу «С.Ф.Колесников (1879-1955). Каталог выставки к 100-летию со дня рождения из собраний музеев СССР и частных коллекций». Одесса, 1983 г.
51 Варварецкий Ю. «Співець Украіни»//«Образотворче мистецтво». №1, 1971.
36
свидетельствует о высокой оценке таланта Колесникова в этой стране, хотя известно, что такое звание Степан Федорович получил еще в 1914-м году в России, а в Югославии оно лишь было признано. В списках же званий Белградской академии художеств имя Колесникова не значится.
В 2001 году в сборнике статей «Н.К. Рерих и его современники. Коллекции и коллекционеры» (Одесса, 2001 год) вышла в свет статья И.Г. Романычевой «Художники братья Колесниковы»32, в которой автор вводит в научный оборот новые материалы и впервые расматривает творчество обоих братьев в их взаимосвязи, но в то же время исследовательница оказывается ограничена только российским материалом и пишет, что по-прежнему «неизвестными для соотечестников, к сожалению, остаются произведения Степана Колесникова, созданные в эмигрантский период». Автор повторяет уже устоявшиеся неточности про деятельность Колесникова в качестве сценографа и картины в городской больнице Белграда считает циклом, указывает неточный годы его персональных выставок в Белграде и считает, что она впервые публикует переписку Колесникова и Репина, не зная работ Б.Вуевича.
Во многом недостаток достоверной информации о художнике привел к тому, что на сегодняшний день существует всего лишь одна специальная работа о Колесникове - это вышедший в 2003 году в Москве в издании галереи «Акварель» небольшой иллюстрированный очерк Т. Подстаницкой53, за пределами которого остались многие важные стороны творчества художника, в том числе, относящиеся к русском)' период)’. В частности, в этом очерке уделено недостаточно внимания эмигрантскому периоду творчества мастера, художественное наследие Колесникова не осмысленно в широком контексте
Романычева И.Г. Художники братья Колесниковы // Н.К.Рерих и его современники. Коллекции и коллекционеры: Сб. ст. Одесса, 2001. С. 88 - 97.
53 Подстаницкая Т.А. Степан Колесников 1879 - 1955. М.: Галерея «Акварель», 2003.