Ви є тут

Декоративно-прикладное искусство адыгов

Автор: 
Мальбахов Борис Хасанович
Тип роботи: 
Дис. д-ра искусствоведения
Рік: 
2004
Артикул:
172394
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА МЕТАЛЛА, ДЕРЕВА,
КАМНЯ, ГОНЧАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО, КОСТИ И ЮГА 22
І.І. Кузнечное ремесло 32
1.2. Ювелирное производство 66
1.3. Медно-чеканное ремесло 83
1.4. Художественная обработка дерева 90
1.5. Резьба по камню ЇІ2
1.6. Г ончарное производство 125
1.7. Резьба по кости и рогу 130
Глава И. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫШИВКА, УЗОРНОЕ ПЛЕТЕ-
НИЕ, ТИСНЕНИЕ И АППЛИКАЦИЯ ПО КОЖЕ 139
2.1. Золотошвейное искусство 144
2.2. Узорное плетение из лозы и куги 157
2.3. Художественная обработка кожи 168
Глава III. ОСНОВНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ НА-
РОДНОГО ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА АДЫГОВ 178
3.1. Особенности, связанные с природными условиями жизни,
характером труда и бытовым укладом адыгов 179
3.2. • Общность художественных принципов различных видов
адыгского народного декоративного искусства 188
Глава IV. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИ-
КЛАДНОГО ИСКУССТВА АДЫГОВ 197
4.1. Художественные промыслы 197
4.2. Народное искусство и профессиональные художники 220
4.3. Творчество народных мастеров 227
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 246
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ 257
СПИСОК МАСТЕРОВ 272
БИБЛИОГРАФИЯ 288
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ 301
ПРИЛОЖЕНИЕ (карта)
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая диссертация посвящена изучению народного декоративного искусства адыгов, сложившего на протяжении веков своеобразные художественные традиции. Ранее различные виды народного декоративного искусства адыгов исследовались, главным образом, историками и этнографами, искусствоведческому анализу этого материала посвящены лишь эпизодические статьи в периодических изданиях. Между тем это искусство является важной и яркой страницей в истории адыгской национальной культуры, служит органичной основой для современного художественного процесса Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии.
Изучение адыгского народного декоративного искусства важно также с точки зрения расширения научных представлений о всей художественной культуре Северного Кавказа, и в особенности культурных традиций народностей адыгской группы, в которую наряду с кабардинцами входят адыгейцы и черкесы^ Сравнительный анализ произведений адыгского народного декоративного искусства и археологических памятников, обнаруженных на территориях проживания адыгов, свидетельствует также о том, что в культурное наследие адыгского народа органически влились и творчески преобразовались древние художественные традиции племен, ранее населявших эту территорию.
Ряд родственных явлений отмечается в традиционном декоративном искусстве адыгов и балкарского, карачаевского народов, на протяжении веков живших в постоянном культурном и экономическом общении. Особенно процесс сближения культур усилился в XX столетии, когда эти народы объединились в единое территориально-административное целое — Кабардино-Балкарскую, Карачаево-Черкесскую и Адыгейскую республики. В то же время различия в этническом происхождении и исторических судьбах наложили своеобразие на материально-духовную культуру каждого из этих народов, нашли свое выражение в преимущественном развитии определенного вида ремесел и промыслов, в стилистическом характере традиционных памятни-
48
определеннее значение. Орнамент из волнистых линий у племен Причерноморья был как бы символом воды и оберегал владельца такого оружия от зла. Солярные знаки, геометрические фигурки мастер не просто придумывал и наносил на вещи, а каждый элемент читался и имел свой смысл. С течением времени смысловое значение потерялось в сознании человека я они стали стилеобразующими в геометрической орнаментике последующих поколений.
Археологические находки периода средневековья характеризуются достаточным материалом, это сабли, топоры боевые, наконечники стрел, копья, ножи, кинжалы, мечи, принадлежности конской сбруи — удила, стремена, удила с псалиями и др. (I- 2,3, 5,6). Возникнув несколько тысячелетий назад до нашей эры, оружейное дело дожило до на них дней. Ложно сказать, что многие его стороны претерпели изменения в пределах многих эпох. Развиваясь и меняясь в оружейной деле появились новые формы оружия, и их декорировка.
К средневековому периоду относится появление в широком смысле не только наступательного оружия, но и оружие оборонительного и защитного значения. Нельзя сказать, что многие оружия и доспехи были равноценны по своим художественным достоинствам, среди уникальных и мастерски выполненных встречались и рядовое оружие массового изготовления. Это в первую очередь касается вышеперечисленных изделий, копья, топоры, наконечники стрел, ножи, простые кинжалы и др. И в этих простых оружиях прослеживаются традиционные закономерности и принципы построения изделия, выверенные веками.
Первое упоминание о вооружении черкесов-адыгов мы находим в письменных источниках европейских авторов. Так Дж. Интериано отмечает, наряду с оружием и храбрость черкесов, "Охотнее всего совершают походы в зимнее время, когда море замерзает, чтобы грабить жителей скифов, и горсточка черкесов обращает в бегство целую толпу скифов, так как черкесы гораздо проворнее и лучше вооружены... Их военный головной убор походит на те, которые мы видим на древних изображениях, он закрывает щеки и прикрепляется под горлом, по древнему обычаю" (63, с. 73). Судя по этому, оборонительный шлем у
49
адыгов уходит еще в более древний период. Из наступательных видов оружия Интериано особо отмечает достоинство стрел. "Они сами каждодневно делают для себя стрелы, даже (находясь) на лошади, и делают превосходно, (так что) немногие стрелы можно найти которые бы пролетали большее расстояние, чем ихние, с остриями или наконечниками, закаленными наилучшим образом" (63, с. 74). В ассортимент вооружения входили стрелы другого назначения. "Они поджигают дома врагов горящей серой, которую привязывают к стрелам, дома же там все соломенные" (63, с. 75). Католический монах Доминиканского Ордена, автор "Описания Черного моря и Татарии" Д. Асколи в 1634 году отмечал, что турки оказывали черкесам великое уважение, называя их черкес спага (пага - гордый. — Б.М.), значащим благородный, конный воин. Действительно, чир-касская знать, даже когда ради забавы посещают близких соседей, появляются всегда верхом, в кольчугах и шишаках, с украшениями в виде розеток из золоченого серебра (2, с. 63). Он же указывал, что молодые чиркасы дают в приданое... кольчуги, красивых мечей ... (2, с. 65).
Адыгское вооружение, доспехи и храбрость воинов воспеты в песнях, легендах, преданиях. Старинная мудрость гласит: "Адыга без оружия, что птица без крыльев". Эта истина отражает реальные условия жизни черкесов-адыгов в средние века: набеги монгольских полчищ, крымских татар, турок сделали черкесов-адыгов еще более воинственными. Генерал русской службы И. Бларамберг писал: "Из всех горских племен кабардинцы завоевали наиболее громкую известность благодаря своему рыцарскому и воинственному духу, храбрости, проявленной ими в борьбе против крымских татар и в другие исторических ситуациях, а также в силу того главенствующего положения, которое они занимали по отношению к своим соседям" (24, с. 78).
Представим себе воина того времени в доспехах. Это - шлем "таж" на голове, кольчуга "афэджанэ" на теле, на руках налокотники, на ногах наколенники, на поясе сабля "сэшхуэ", кинжал "къамэ", в руках щит "ма1уху", копье "бжы".