Вы здесь

Духовая инструментальная культура Беларуси : XIX-XX столетия

Автор: 
Ничков Борис Владимирович
Тип работы: 
XIX-XX столетия
Год: 
2005
Количество страниц: 
329
Артикул:
172818
129 грн
(417 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.....................................................4
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ...................................9
ГЛАВА 1.
НАРОДНЫЕ ИСТОКИ ДУХОВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА.....................22
1.1. Музыкальные инструменты (зарождение, развитие, устройство)...22
1.2. Сольное и ансамблевое исполнительство................28
1.3. Народные духовые инструменты в музыкальном и вербальном
фольклоре.............................................36
ГЛАВА 2.
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕСТВ И КРУЖКОВ..........................47
ГЛАВА 3.
РОЛЬ ИНСТРУМЕНТАРИЯ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ 73
ГЛАВА 4.
ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРОВ БЕЛАРУСИ.....................................................92
4.1. Камерные сочинения...................................92
4.2. Концертные произведения для духовых и ударных инструментов.. 105
4.2.1. С оркестром...................................105
4.2.2. С фортепиано..................................118
4.2.3. Соло..........................................130
4.3. Репертуар для духового оркестра.....................135
ГЛАВА 5.
ПОДГОТОВКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ НА ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ....................................141
5.1. Музыкальные школы..................................141
5.2. Средние специальные музыкальные учебные заведения...157
5.3. Белорусская государственная академия музыки........173
5.3.1. Кафедра духовых и ударных инструментов......173
5.3.2. Творческие связи кафедр духовых инструментов
с ведущими вузами СССР (СНГ ) и зарубежными музыкантами... 207
5.4. Отражение современных проблем духового исполнительства
в научно-методической литературе...................224
ГЛАВА 6.
СОВРЕМЕННОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО НА ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ В БЕЛАРУСИ....................................229
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................272
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...........................281
ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................330
51
1000 рублей (или ежегодно по 100 рублей).
§ 17. Минский губернатор и Губернский Предводитель дворянства считаются почетными членами.
§ 22. Действительные члены уплачивают ежегодно по 5 рублей.
Заведование делами общества.
§ 24. Число старшин - не менее пяти; общество имеет право увеличивать их число до семи. В старшины могут быть избраны только лица мужского пола; кроме того, избираются четыре кандидата, к старшинам, на случай выбытия.
§ 25. Делами общества заведует совет старшин с участием в некоторых случаях членов ревизионной комиссии, избираемых общим собранием путем закрытого голосования (по большинству голосов) сроком на три года.
§ 27. Старшины избирают из своей среды председателя и его заместителя.
§ 35. Артист, избранный советом для управления оркестром и хором (в музыкальных собраниях, концертах и представлениях), пользуется правом решающего голоса в совете в вопросах, касающихся музыкальной части управления.
§ 38. Председатель совета наблюдает за правильным ведением дел общества и за точным исполнением всех цензурных и правительственных распоряжений, установленных для спектаклей, концертов, литературных чтений.
Средства общества.
§ 44. Средства общества составляют: сезонные взносы, добровольные пожертвования, разовые взносы посетителей концертов, спектаклей и других экстренных вечеров.
Первое общее собрание Минского музыкального общества состоялось 16 ноября 1880 г. Оно избрало старшин: А. Н. Соколова, К. К. Диберга, И. Л. Околова, Э. А. Гальнбека, Ф. И. Караффа-Корбута, Р. Н. Пилемана; кандидатов: А. П. Герца, Д. А. Урина-Капелло, О. В. Гаевского, Н. А. Вальса; ревизионную комиссию: А. Л. Венгорова, С. В. Генсевского, А. В. Садовского.
Старшины Минского музыкального общества на заседании 17 ноября
52
1880 г. постановили избрать между собой:
а) на должность председателя совета старшин - действительного статского советника Карла Карловича Диберга;
б) казначеем общества - статского советника Фарфоломея Ивановича Караффа-Корбута;
в) библиотекарем общества - г. Наполеона Амвросьевича Околова;
г) для наблюдения за вокальным хором общества - г. Минского пастора
Э. А. Гальнбека;
д) для наблюдения за оркестром общества - г. доктора медицины Р. Н. Пилемана;
е) для наблюдения вообще по администрации общества - мирового судью А. Н. Соколова (236,11-20).
Даже обзор отдельных параграфов устава Минского музыкального общества говорит о многом. Так, общество имело свой финансовый капитал, что позволяло материально поддерживать талантливых музыкантов, принимать участие в издании лучших сочинений русских и зарубежных композиторов. Наличие хора и оркестра, библиотеки с нотами и музыкальными инструментами (старинными и современными) способствовало пропаганде лучших произведений самых различных стилей (112,295).
О деятельности Минского музыкального общества писал и A. J1. Капилов: "Благодаря усилиям местных музыкантов общество быстро набирало силу. Из числа любителей были сформированы симфонический оркестр и хор. Готовились к исполнению симфонии Гайдна и Бетховена, увертюры Россини, Обера, ряд хоровых произведений. Первые же концерты Музыкального общества вызвали огромный интерес минской публики" (74,61).
Минское музыкальное общество просуществовало немногим более трех лет и было закрыто из-за серьезных материальных затруднений.
В 1886 г. это общество возродилось под руководством Генриха Густавовича Мерца. Оно также стало вести большую просветительскую работу среди населения Беларуси, но и ему не удалось справиться с финансовыми пробле-