Ви є тут

Паблик Рилейшнз как теория и практика управления общественным сознанием

Автор: 
Миронов Игорь Михайлович
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2004
Артикул:
192863
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.........................................................3
ГЛАВА 1. Паблнк рнлейшнз как теория управления общественным сознанием.......................................................14
1.1 Сущность и основные этапы развития паблик рнлейшнз.........14
1.2 Паблик рнлейшнз в теории социального управления............32
1.3 Общественное сознание как объект управления................51
ГЛАВА 2. Проблемы развития паблик рнлейшнз в сфере социального управления в России.............................................80
2.1 Развитие паблик рилейшнз в постсоветской России............80
2.2 Проблемы развития государственного ПР в России ..........104
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................126
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
130
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы диссертационного исследования. Проблемы социального управления и управляемости общественной жизни привлекали внимание ученых и специалистов-практиков во все времена. Возникновение паблик рилейшнз (public relations, PR, ПР, пиар) и их стремительное распространение по планете поставило перед социальной наукой множество вопросов и проблем, обладающих не только научной, но и большой социальнопрактической значимостью.
Прежде всего, это касается природы паблик рилейшнз как особого социального феномена и социальной технологии, тесно связанной с пропагандой, агитацией, рекламой, но к ним не сводимой. Во-вторых, — это проблемы, затрагивающие сложные политические и этические вопросы (манипуляция общественным сознанием, компромат, другие технологии «черного пиара», проблемы взаимодействия со СМИ и т.д.). Наконец, в-третьих, — это проблемы эффективности современных ПР-технологий и их использование в практике социального управления вообще и государственного управления, в частности.
Утверждение паблик рилейшнз на российской социальной почве — явление сравнительно новое, насчитывающее всего лишь десятилетие своего существования. Первые отечественные ПР-агентства, среди них «Никколо А/», «,Имидж-контакт», «Имиджленд PR» и некоторые другие возникли в конце 80-х - начале 90-х годов. В 1991 году образовалась Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО). С 1997 года РАСО стала членом Европейской конфедерации по связям с общественностью (CERP) и насчитывает сегодня уже свыше 70 корпоративных и около 20 индивидуальных членов. Наряду с РАСО возникают и другие профессиональные объединения, среди которых — Российская ассоциация компаний-консультантов в сфере
13
управления в них, предложено и обосновано определение ПР как теории и практики управления общественным сознанием.
— Исследовано развитие ПР-отрасли в постсоветской России и показана ее преемственная связь с системой агитации и пропаганды в бывшем СССР, чтопозволяет выработать правильное отношение к прошлому технологическому и организационному опыту в этой сфере.
— Предложено различение частного и государственного ПР, уточнено двоякое понимание государственного ПР. Показана необходимость возрождения государственного ПР в современных условиях как эффективного средства решения многих общегосударственных проблем, состояние которых сейчас сильно запущено.
Практическое значение работы заключается в том, что ее положения, выводы и материалы могут быть использованы в преподавании социально-политических дисциплин; при разработке нормативных документов, регулирующих деятельность ПР-структур в стране; а также — в практике организации работы органов паблик рилейшнз на частном и государственном уровнях.
14
ГЛАВА 1. ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ КАК ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМ СОЗНАНИЕМ
1.1 Сущность и основные этапы развития паблик рилейшнз
Паблик рилейшнз (public relations, PR, ПР, пиар и т.д.) довольно часто относят к специфически политическим технологиям. «Существуют самые разнообразные виды политических технологий, — пишет, например, А.В. Лубский, — наиболее важные из них — это политический маркетинг и политическая реклама, «паблик рилейшнз» (связи с общественностью) и «политический консалтинг» (политическое консультирование)»12. Этот широко распространенный подход к пониманию сути PR нам представляется неудовлетворительным по следующим причинам.
Прежде всего, важно заметить, что понятия «маркетинг», «реклама» и «консалтинг» — суть понятия, заимствованные современной политикой из сферы бизнеса. То есть, они не отражают никакой специфически политической реальности. С другой стороны, следует обратить внимание и на то, что паблик рилейшнз, зародившись, действительно, в сфере политики у сегодня нашли уже самое широкое применение и в сфере бизнеса. Таким образом, основные понятия и категории паблик рилейшнз используются с одинаковым успехом как в политической сфере, так и в сфере бизнеса. Осмысление этих фактов неизбежно должно наводить на мысль, что ни маркетинг, ни реклама, ни консалтинг, ни паблик рилейшнз не могут быть отнесены, строго говоря, ни к политическим, ни к бизнес-технологиям, но должны быть отнесены к некоторой более общей сфере, охватывающей собой равно и бизнес, и политику, и другие сферы социальной практики.
12 Лубский А.В. Каково содержание политических технологий? // Политология в вопросах и ответах / под редакцией Ю.Г. Волкова, М., 2001, С. 63.