Ви є тут

Толерантность в межнациональных отношениях в Уральском регионе: социологический анализ

Автор: 
Абдулкаримов Гаджи Гаирбегович
Тип роботи: 
социологический анализ
Рік: 
2004
Артикул:
193466
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление,
Введение
Глава 1. Методологические подходы к изучению толерантности.
1.1. Сущность этнической толерантности.
1.2. Социальные механизмы формирования толерантного поведения
Глава 2. Особенности этнической толерантности в современных условиях (на примере Уральского региона).
2.1. Состояние и противоречия этнической толерантности: российский и региональный уровень.
2.2. Этническая толерантность в общественном сознании жителей Урала.
Заключение
Литература
Стр. 3- 13 14-70 14-47 48-70 71 - 128
71 - 100
101-128
129-132
133-142
Введение,
Актуальность темы данной диссертационной работы заключается в том, что в условиях рыночной экономики существенно изменилась ситуация с состоянием и развитием национальных отношений в нашей стране. Распад СССР негативным образом сказался не только на материальном положении больших групп населения, но и породил ряд проблем, в том числе межнациональных, связанных с переходом от одного типа государственного устройства к другому. Есть примеры проявления национализма, шовинизма со стороны отдельных молодежных группировок, которые готовы к физическому уничтожению представителей некоренных народов. Ситуация на Северном Кавказе также обострила проблему формирования толерантного сознания и поведения у представителей всех этносов, населяющих современную Россию.
В течение почти четырехсот лет в России формировалась система взаимодействия между различными народами на основе ведущей роли русской нации. В царской России отсутствовало реальное равенство между различными этносами в овладении материальной и духовной культурой, развитии национального творчества, формировании собственных национальных кадров в различных отраслях производства. В то же время предпринимались попытки для создания отношений терпимости к национальным традициям, обычаям, религиозным воззрениям, которые существовали у представителей народов, входящих в огромное российское государство.
Проблема толерантности и практика ее реализации, следовательно, порождена не только проблемами межэтнического взаимодействия последнего десятилетия XX века. Она существовала всегда в отношениях между представителями разных культур в нашей стране. Был накоплен определенный опыт ее решения, который требует своего рассмотрения с точки зрения применимости к современной ситуации. Актуальной проблемой является социологическое изучение особенностей решения
13
Апробация работы.
Результаты данного исследования обсуждались на научно-практических конференциях: V Международный конгресс клубов ЮНЕСКО, (Россия, Екатеринбург, июль, 1999); Региональная научно-практическая конференция «Уральская социология на рубеже веков», (Екатеринбург, 2000); выступление на заседании Национальной общественной комиссии по расследованию правонарушений и соблюдению прав человека на Северном Кавказе, (Москва, 2001); выступление на Круглом столе Комитета по Законодательству ГД ФС РФ, (Москва, 2003); Всероссийская конференция « Политическая культура и политические процессы», (Екатеринбург, 2004).
Основные положения диссертационного исследования были
обсуждены на заседании кафедры прикладной социологии факультета политологии и социологии Уральского государственного университета йм.
А.М. Горького.
14
Глава 1. Методологические подходы к изучению толерантности.
1.1. Сущность этнической толерантности.
Понятие этническая толерантность восходит своим содержанием к более общей категории - толерантность.
В современной научной литературе процесс определения понятия толерантность находится в стадии становления. Поэтому имеет смысл рассмотреть историю возникновения и развития этого понятия, его этимологию, основные аспекты его использования в быту, а затем, поднимаясь по ступенькам научного обобщения, соотнести с другими категориями - сначала близлежащими, затем противоположными по смыслу.
Обратимся к истории понятия толерантность. Его появление связано с эпохой религиозных войн и в содержательном плане выражает компромисс, на который вынуждены были согласиться католики и протестанты. Позднее этот принцип согласия нашел выражение в либеральном сознании эпохи Просвещения, в частности в философских концепциях общественного развития Гоббса, Локка, Вольтера, Руссо. Выдающиеся ученые 17-18 в.в. выступили против жестоких религиозных столкновений и религиозной нетерпимости. Наиболее последовательным критиком фанатизма и защитником толерантности был Вольтер. В “Философских письмах” (1733), ‘Трактате о веротерпимости” (1763) Вольтер, не критикуя ни одну из конкретных религий, показал, что религии, милосердные по своей сути, могут быть разрушены предрассудками и нетерпимостью. Он утверждал: верхом безумия следует считать убеждение, что все люди обязаны одинаково думать об отвлеченных предметах; любое верование, считал ученый, имеет право на существование.
Итогом деятельности просветителей стало постепенное проникновение в общественное сознанием идеи толерантности в качестве всеобщей ценности, фактора согласия между религиями, народами, социальными группами.