Ви є тут

Интернет как средство массовой коммуникации

Автор: 
Биккулов Александр Сергеевич
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2003
Артикул:
193582
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение.................................................................... 3
Глава 1. Интернет как средство массовой коммуникации.........................15
§1. Возникновение и развитие Интернета как средства массовой коммуникации..15
§2. Интернет как частный культурный коммуникативный институт...............58
§3. Социально-культурные функции Интернета............................... 78
Глава 2. Социологические исследования Интернета в России....................125
§1. Направления эмпирических исследований Интернета.......................125
§2. Результаты экспертных опросов о тенденциях развития Интернета в России.141
§3. Социологический анализ аудитории Интернета в России...................162
Заключение................................................................ 174
Список использованной литературы............................................177
Приложения.............................. ♦,.............................. 198
Введение
Актуальность темы исследования
Актуальность выбранной темы связана, с одной стороны, с потребностями развития теории социологии средств массовой коммуникации и социологии Интернета (пока только формирующейся в качестве отдельной области знания в рамках социологии). С другой стороны, наблюдаемое быстрое развитие Интернета и его внедрение в различные стороны жизни людей, в первую очередь, в качестве средства массовой коммуникации, требуег научного анализа происходящих в России процессов наряду с обобщением зарубежного опыта.
Интернет, появившись относительно недавно, стал одним из наиболее динамично развивающихся явлений современного общества. С ростом его аудитории, которая на сегодняшний день составляет уже около 600 млн. чел. по всему миру, Интернет становится средством не просто массовой, но глобальной коммуникации, перешагивающей через национальные границы и объединяющей мировые информационные ресурсы в единую систему.
Если говорить о России, то несмотря на катастрофическое отставание от развитых стран, развитие российского сегмента сети Интернет также идет достаточно значительными темпами, и по объемам информационного наполнения (с 39 Гб в янв. 1999 до 2373 Гб в апр. 2003 г., т.е. более чем в 60 раз)1, и по расширению аудитории (с 1,5 млн. чел. в нач.19992 до 9,6 млн. чел. в нач.20033, т.е. более, чем в 6 раз).
В связи с этим возникает необходимость научно обоснованного социологического исследования Интернета как средства массовой коммуникации, особенностей его функционирования и развития в России на фоне мировых
1 Статистика Яндекса сегодня: 1Шр:/Аууу\у.vandex.ru/chisla.html
2 Готовность России к информационному обществу. Оценка возможностей и потребностей широкомасштабного использования информационно-коммуникационных технологий / Под ред. Т.В.Ершовой. - М.: Изд-во Института развития информационного общества, 2000, с.41.
Галицкий Е.Б. Опросы "Интернет в России". Выпуск 2. Зима-2002-2003. Дата 10 апреля 2003: http://www.fom.nl/reports/fTames/o0312303.html
парадоксальному выводу: внедрение в жизнь человека так называемых «информационных технологий» скорее удаляет нас от того информационного общества, о котором некогда писали Д.Белл, А.Турен, Э.Тоффлер,
З.Бжезинский, Й.Масуда, а в последние годы М.Кастельс»42.
Попробуем проследить логику его обоснования. Один из первых его аргументов заключается в том, что авторы теорий информационного общества отождествляют информацию и знание (хотя в приведенном обобщении теорий информационного общества, данном М.С.Вершининым, мы видим, что это не так). Для понимания роли информации в современном обществе, Д.В.Иванов проводит четкое разграничение между сообщением (или посланием), интерпретацией (или восприятием) и коммуникацией: «Сообщение (message) -это «вещь», то есть передаваемый продукт интеллектуальной деятельности человека; интерпретация - это «мысль», то есть приобретаемое знание; коммуникация - это лишь операция передачи, трансляции»43. Па наш взгляд такое различение совершенно обоснованно и необходимо. Однако далее обосновывается тезис, что «за словом «информация» кроется именно коммуникация, а не знание»: по мнению Д.В.Иванова, «сегодня создается не больше интеллектуальной продукции или знания, чем, например, в Античности или Средневековье (...) В настоящее время больше физики и меньше демонологии, тогда как пятьсот лет назад соотношение было обратным, но по общему числу моделей эпохи принципиально не различаются. Принципиальная разница заключается в ином - сейчас неизмеримо больше коммуникаций. Тиражирование (не путать с созданием) интеллектуального продукта, передача сведений о нем (...) - вот что коренным образом отличает современное общество как информационное. И за словом «информация» кроется именно коммуникация, а не знание»44. На наш взгляд такое отождествление совершенно необоснованно. Во-первых, при рассмотрении как-то выпадает
42 Иванов Д.В. Виртуализация общества. Версия 2.0. - Спб.: «Петербургское востоковедение», 2002.-С. 10-11.
41 Иванов Д.В. Указ. соч., с. 13.
44 Иванов Д.В. Указ. соч., с. 13-14.
первый пункт в триаде «сообщение - коммуникация - знание» (только что четко разграниченной), он как-то слипается с последним пунктом, знанием. Совершенно очевидно, что это не одно и то же и на наш взгляд информацию скорее следует понимать именно как первое звено, сообщение, тогда как знание - это усвоенная, отинтсрпретированная информация.
Во-вторых, даже если гипотетически предположить, что количество производимого интеллектуального продукта (в нашем понимании -информации) осталось неизменным (что очень спорно, и, насколько нам известно, не соответствует эмпирическии исследованиям), то расширение и развитие каналов коммуникации все равно приведет к увеличению вероятности для этой информации достичь большего количества адресатов и стать для них усвоенной информацией, то есть знанием. Таким образом, с развитием коммуникаций даже при неизменном количестве исходного интеллекзуальною продукта (информации) мы имеем увеличение знания (усвоенной информации) для все большего и большего количества людей и, следовательно, повышение роли и знания (так как его стало больше), и информации (так как она -источник знания, роль которого повысилась). Соответственно, совершенно закономерно, что коммуникация рассматривается как ключевой фактор повышения уровня знания и роли информации в обществе. Однако это не дает оснований отождествлять коммуникацию с информацией.
И, хотя такое понимание тоже существует, - например, в Российской социологической энциклопедии мы читаем следующее: «Информация (от лат. information - разъяснение, разложение) - в самом общем виде - передача сообщений между передающей и принимающей системами»45 (что, вроде бы, очень похоже на коммуникацию), однако, как только мы переходим к определению коммуникации, даваемом в той же энциклопедии, мы читаем дословно следующее: «Коммуникация (от лат. communicatio - сообщение, передача) - передача информации (выделено мной - А.Биккулов) от одной
43 Информация // Российская социологическая энциклопедия. Под общей редакцией
академика РАН Г.В. Осипова. - М..: Издательская группа Норма-Инфра, 1998. - С. 175.