Ви є тут

Гуманизация системы образования современной России : Социологический аспект

Автор: 
Кашилова Наталья Петровна
Тип роботи: 
Социологический аспект
Рік: 
2000
Кількість сторінок: 
149
Артикул:
1003294111
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление
Введение.............................................................3
Раздел 1
Методологические основы гуманизации образования в Российском обществе...................................12
Раздел 2
Основные направления усиления гуманизации системы образования.............................................41
Раздел 3
Уровни и формы гуманизации системы образования 70
Заключение.........................................................107
Список использованной литературы...................................110
Приложение.........................................................124
3
Введение
В современных условиях общемировое развитие приобретает все более отчетливую гуманистическую направленность. С точки зрения содержания гуманистической культуры новый XXI век будет необычным: образ новой культуры, все более ассоциируется с гармонией, космосом, природой, с идеями эстетического и этического единства человечества. А это предполагает не только познание объективного хода истории и вытекающих из него общекультурных и гуманитарных цепей, но и практической подготовки людей к новым условиям и формам жизни, накапливания нового опыта общения и общежития, т.е. речь идет о становлении нового типа личности, способной понимать и адаптироваться к требованиям, предъявляемым человеку со стороны вновь складывающейся культуры. При этом главным становится формирование у него способности к предвидению, к осознанному участию в социальных процессах, к позитивному на них влиянию. Формирование совокупности личностных качеств индивида предполагает ориентацию на общечеловеческие ценности, опору на богатство мировой и национальной культур.1
Решение задач формирования таких качеств личности обеспечивается в современном мире главным образом системой образования. Но это ныне невозможно без кардинального ее реформирования, коренной трансформации всех ее элементов.
1 Человек и образование в современной России: социологические очерки: Сб. статей/Под ред.
Л.Л.Вербицкой, В.Т. Лисовского, В.Т. Пуляева. - СПб: Издательство С-Петербургского университета, 1998. С. 488.
14
наблюдать. Они проявляются в том, например, что в конце концов, хотя и частично, она смогла защитить свои интересы, и с каждым днем все больше специалистов высшей школы осознают ту совершенно очевидную истину, что без интеллектуального вклада высшей школы в решение экономических, социальных и правовых проблем России из кризиса не выйти. Духовное же выздоровление высшей школы явится признаком духовного выздоровления общества1.
Учитывая данные обстоятельства и понимая, что в основе всех преобразований стоит человек, личность, на наш взгляд, было бы целесообразным более подробно рассмотреть социокультурные основания становления личности. Это необходимо и с той точки зрения, что для каждого человека очень важно адекватно представлять себя и свое место в обществе в кризисной ситуации. В этом случае появляется возможность адекватной оценки и тех преобразований, которые сопровождают его деятельность.
Рассматривая деятельность как высшую форму бытия человека, необходимо отметить, что процесс человеческой деятельности осуществляется на основе двух видов накопленного исторического опыта -передаваемого генетически (врожденный опыт) и приобретаемого в ходе человеческой жизни (приобретенный опыт). Важной особенностью деятельности человека является преобладание в ней тех элементов поведения, которые приобретаются в ходе человеческой жизни. "Специфически человеческая деятельность есть всецело результат многообразной выучки, приобретаемой в процессе социализации личности, её приобщения к стереотипам культуры, принятым в обществе и в более узких группах, к которым она принадлежит."2
Проблема соотношения «социального» [от латинского БОщаНв -общественный] и «культурного» исторически связана с развитием
1 Социология молодежи. / Под ред. В.Т.Лисовского. СПб., 1996.
2 Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. - М.: Мысль, 1983. С. 145.
15
человечества. В качестве самостоятельного понятия слово «культура» стало употребляться в XVIII веке в трудах немецкого правоведа С. Пуффендорфа. Но если первоначально термин «культура» [от латинского cultura -возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание] сочетался с чем-то конкретным, на что было направлено "возделывание” (культура земли, культура ума), то со временем под термином «культура» стали подразумевать определенный уровень общественного состояния, достигнутый человечеством.
Первым, кто рассматривал историю человечества как историю культуры, был лингвист и историк Иоган Христов Аделунг. Учёному удалось, не останавливаясь на частностях, создать обобщенную картину возникновения культуры и культурного развития. Значительный вклад в развитие теории культуры внесли: Гердер, Ницше, Фрейд; отечественные историки и философы - H.A. Бердяев, С.Н. Булгаков, Н.Я. Данилевский, B.C. Соловьев; современные учёные - А.И. Арнольдов, П.С. Гуревич,
В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов, Н.С. Злобин, М.С. Каган, Л.Н. Коган, Н.Б. Крылова, Э.С. Маркарян, В.М. Межуев, Э.А. Орлова и др.
Понятие «культура» многогранно. Существует несколько специфических подходов к её пониманию. Один из них — философско-антропологический. В соответствии с ним, выражение человеческой природы, которая выводится из особенностей самого человека и оценивается как развернутая его феноменология (А. Гелен. Э. Тэйлор, JI. Уайт).
Следующий подход - философско-исторический. Представители данного направления рассматривают культуру как историческое наследие (Аделунг, Гердер, В.М. Межуев). Часто этот подход называют еще деятельностным, т. к. он пытается провести анализ развития культуры именно исторически подходя к человеку и к его деятельности.
Системный подход, как считает М.С. Каган, имеет своей целью изучение отдельно взятых систем и постижение их всеобщей связи в